Монашество и монастыри в России XI‑XX века: Исторические очерки

В патриарший период, примерно с середины века прослеживается деление монастырей на степенные и нестепенные. Термин степень выражает разные понятия с неоднозначным смысловым содержанием. В исторической литературе эта проблема специально не рассматривалась[508]. Выражение степенные и нестепенные монастыри до середины XVII в. в деловом письме отсутствовало. Впервые оно используется в указной грамоте царя Алексея Михайловича в Кириллов Белозерский монастырь от 15 июня 1652 г.:.. богомолцом нашим архимариту Митрофану да келарю старцу Саватею Юшкову с братьею. Ведомо нам учинилось, что в московских в ближних и в дальных в степенных и нестепенных монастырех…»[509] Введение этого понятия в правительственную документацию связано, по–видимому, с просветительской деятельностью придворного кружка царского духовника Стефана Внифантьева[510]. Из текста грамоты следует, что имеются в виду монастыри Москвы и Московского уезда.

Привилегированные местные монастыри входили в особый список. Составленный в иерархическом порядке он назывался Степенью. Основой Степени являлось местное церковное значение каждой обители. В настоящее время известны: Вологодская степень, составленная в Вологодском архиерейском доме в сере' дине 20–х годов[511]; Московская степень по документам Приказа Тайных дел за 1670 и 1674 гг.[512]; Псковская степень по материалам Разрядного приказа.

МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ СТЕПЕНИ 1630 г., декабрь

1. Печерский Успенский

2. Снетогорский Рождества Богородицы

3. Спасо–Мирожский

4. Спасо–Елиазаров

5. Крыпецкий Иоанно–Богословский

6. Великопустынский

7. Николаевский «с Валку»

8. Сереткин Петропавловский

9. Пясецкий (Песоцкий) Николаевский

10. Козмодамианский на Гремячей горе

11. Златоустов Медведев

12. Климентовский на Завеличье

13. Стефановский «с Лугу»

14. Образский

15. Никитский «со Всполья»

16. Николаевский Каменноградский

17. Лазаревский

18. Введенский