Сад святой Нины

Пользуясь знакомством с католикосом, согласно строгим правилам своей жизни, основанным на глубоком знании Священного Писания, он оставался в стороне как бы зрителем, умышленно отклонял от себя распри и не принимал в них никакого участия. В душе глубоко православный, он заведовал делами церковной провинции, готовящейся выступить на борьбу против матери своей кафолической Церкви. Подобное состояние было очень тяжелым для него, но по нужде должен был терпеть, пока Армянская Церковь все еще открыто не отвергала ее догматов и обрядов.

Будучи Айраратским епископом, с прискорбием увидел, как юго-восточная часть Грузии, Рань с городом Цуртагом, будучи с самого водворения в ней христианства православной, вследствие влияния на нее учеников главных противников святого Халкидонского Собора, склонилась на сторону монофизитов, и не находил никакой возможности помочь этому делу, пока наконец неожиданный случай не открыл ему возможность выйти из гнетущего своего состояния.

На пятом году его управления Айраратской провинцией к католикосу Моисею прибыли послы царя Бакара III с просьбой назначить им в католикосы человека ученого, знающего основательно Священное Писание и жизни благочестивой. Советуясь с епископами, Моисей II не знал, кого назначить на Мцхетскую кафедру. Наконец выбор его пал на Кириона как человека, принадлежавшего к грузинской нации и обстоятельно знакомого со Священным Писанием и преданием отечественной Церкви. Католикос Моисей назначением в Мцхет Кириона рассчитывал ввести Грузинскую Церковь в заблуждение своей Церкви, но, к счастью, ошибся в этом, как увидим ниже.

Кирион с благословения Моисея оставил свою провинцию и в сопровождении епископа Петра, стоявшего во главе посольства, и других знатных лиц с торжеством отправился в Иверию. С честью встретил его царь со всем клиром и немедленно, собором грузинского духовенства, возвел его на Мцхетскую католикосскую кафедру. Скоро получил он доверие всех, как сын и ученик кафолической Церкви и будущий поборник Православия.

** *

Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству.

Святитель Климент Александрийский

Кроме Церкви негде взять святыни.

Когда веруем в Церковь, во что веруем? Веруем во Христа — Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в Святые Тайны, переданные Церкви Христом.

                                                                                                                                                                                                                                                       Святитель Димитрий Ростовский 

Глава X Официальное объявление халкидонского Православия в Грузии господствующим

 Кирион, взошедший на Мцхетскую кафедру, имея от роду 25 лет, немедленно созвал в Мцхете собор из всех епископов иверских, на котором присутствовал и царь Бакар. На соборе католикос раскрыл всему духовенству нечестивое заблуждение Армянской Церкви и вообще всех еретичествующих сирийцев и строго наказал всем грузинам хранить отечественные предания и Пр авославие своей Церкви, избегать вообще несторианствующих и не иметь с ними никакого общения. Подобного рода предостережение еще более возвысило его в глазах своих сослуживцев. В то время, как угрожала Иверской Церкви опасность со стороны монофизитов, на помощь и защиту явился теперь неустрашимый защитник Православия Кирион.