Сад святой Нины

Впоследствии все приношения делились на три части. Первая отдавалась служителям богов и законоучителям, вторая шла на бедных богомольцев, которые получали их в специально устроенном доме, третья предназначалась больным и заключенным в темницах, все же остальное приношение, как например разные драгоценности, оставались за капищем. 32

Персидские божества вытеснили собой древнейший культ грузинских богов и незаметно заняли первое место в ряду грузинских божеств, как боги царя-властелина. Амшаспанды и другие второстепенные боги Персии окончательно вытеснили собой прежнего национального бога, всецело заняли его место. Затем Бочи совсем исчез.

Близкие отношения грузин с греками-колонистами, сынами Адриатического моря, познакомили грузин и с богами греко-римскими. В культе богов персо-грузин в III веке христианской эры можно встретить греческих богов в лице Венеры, Дианы и других. Однако боги эти в иерархии древних грузинских богов занимали почти последние места.

Все боги грузин были в то же время и государственными богами. На жителя Грузинского царства они не имели никакого нравственного влияния. Если же он боялся и почитал их, то из страха и повиновения власти, но ни в коем случае не чувствовал над собой их нравственного влияния.

На него более божеств влияла дикая и угрюмая природа, окружавшая его, которая своими физическими явлениями, необъяснимыми для него, порождала в нем грубейшие суеверия. Он поклонялся своим домашним божествам, от ко-торых, по его понятию, зависела вся жизнь как его, так и всего его семейства. Таким образом, от подобного смешанного и вместе с тем смутного богопочитания верования грузин не имели определенного характера и значения, грузины привязаны были к своим богам только наружно, с соблюдением одной обрядности. Отсюда и проистекала та полная веротерпимость всевозможных религий, которую встречаем мы в древней языческой Грузии.

Подобное отношение к упомянутым божествам содействовало ослаблению жреческого сословия, которое не имело положительно никакого влияния на государственные дела. В Грузии напротив, царь и вельможи были в одно и то же время официальными представителями и государства и религии. Забота о государстве поглощала собой все, не оставляя места религии; от этого эта последняя сама по себе должна была быть отодвинута на второй план.

Дух грузинского народа не удовлетворился ни персидскими идолами, ни греческими богами и героями, а искал себе чего-то высшего, определенного, и это высшее и определенное открылось ему вполне, как только слово Евангелия огласило пределы грузинской земли. Христианство постепенно и незаметно входило в нее, своим учением удовлетворив дух грузина и льстя его надеждам на загробную жизнь. Он навсегда прилепился к новому учению, и затем довольный дух его навсегда остался верным христианству и последовал этому учению теми верными шагами, которыми идет и по наше время, не спотыкаясь ни разу на своем пути, несмотря на разные преграды внутренних и внешних ее врагов. Грузинская земля, став на незыблемом камне твердого основания веры, думаю, — такой же останется до пришествия Великого Судии Христа Бога.