Сад святой Нины

Приведя в порядок расстроенные дела своего царства, он, к несчастью для Грузии, недолго царствуя, умер в 408 году, оставив престол брату своему Мирдату IV — человеку опрометчивому и самонадеянному.

Когда Мирдат вступил на престол, Церковь Грузинскую снова потрясли тяжелые бедствия от небрежности юного царя, одаренного дурными качествами и по природе мечтательного и неустрашимого никакими опасностями жизни. Потеряв из-за самонадеянности близких союзников своих греков, он был вынужден уступить военачальнику персидского царя Иездигерда I, Убарабу, почти все провинции своего царства, за исключением весьма немногих. Церковь лишилась своих прав в тех провинциях, где снова зажглись костры Зоры. Убараб, напав на Грузию, предал все, принадлежащее Церкви, полному опустошению; большую часть храмов обратил в капища огнепоклонников. Духовенство с большей частью святынь, вместе с семейством царя, скрылось в кахетинской долине.

Мирдат, не имея возможности противостать полчищам персов-огнепоклонников, захвачен был и в оковах отведен в Багдад, где был убит в 410 году.

 Грузия покрылась алтарями Зоры, и маги опять приобрели в Грузии полное гражданство и свободу. Жители принуждены были скрыть св. кресты. Всю остальную святыню тщательно укрывал верный народ, помимо самого духовенства. Таким образом, если бы Провидение не послало человека, избавившего Церковь от огнепоклонничества, то едва ли эта последняя в состоянии была бы устоять сама против бесчеловечного натиска огнепоклонников и — в особенности — алчности фанатика Иездигерда, стремившегося к полнейшему искоренению христианства на Кавказском перешейке.

Избавителем Церкви и народа явился теперь великоименитый Арчил I, сын Мирдата IV.

 Вступив на престол, показал себя совершенно другим правителем: во-первых, за лучшее почел встать на сторону единоверных греков, чем иметь с ними вражду. Разорение и унижение всей Грузинской Церкви от фанатизма персов жестоко огорчали и оскорбляли благочестивого царя-христианина, преданного вере всей душой. Во избежание всего этого он немедленно, по совету и благословению епископа Симеона — защитника и истинного пастыря Церкви, помирился с греками и заключил с ними дружественный союз, женился на принцессе Марии, происходившей из царского рода 73. Римский император Иовиан немедленно даровал Церкви мир и прежнюю свободу, приказал по всему царству явное поклонение св. кресту, запрещенное его отцом, и объявил христианство господствующей и царской религией. В то же время занимался восстановлением разрушенных святилищ и храмов Грузии; возвратил епископу Симеону прежние права и привилегии относительно обладания им недвижимыми собственностями Церкви, в свою очередь и все остальное его духовенство получило те же права и привилегии, какими пользовалось при предшественниках его, сочувствовавших христианству. Для успешного развития христианских порядков изгнал из Грузии жрецов зороастрийского учения, срыл алтари их, а капища, бывшие прежде христианскими храмами, снова обратил в христианские храмы.

 Подобными действиями своими Арчил прервал все отношения и союз с персами и стал, таким образом, их непримиримым врагом. Изгнанные маги с жалобой обратились к правителю Рани — области, снова вошедшей в состав Персидского царства, — Барзабоду, прося его заступничества. Упомянутый правитель немедленно выступил против царя. Вскоре началась упорная война христианства с огнепоклонничеством на берегах реки Бердуджи. Вспомогательное войско императора вовремя подоспело на помощь христианам. Арчил, сражаясь во имя веры, воодушевленный отцами Грузинской Церкви, наголову разбил, отнял у Барзабода области Рань и Мовакань и снова присоединил к своему царству. Таким образом христианство в них снова было восстановлено. Захватив богатую добычу и бесчисленное множество пленных, царь торжественно и победоносно вернулся в Мцхет, приписывая свою победу единственно силе св. креста.