Очерки сравнительного религиоведения

ORA Orientaba

ÖZK Österreichische Zeitschrift für Pflege religiöser Kunst

PL Patrologia Latina

PS Philologue

РНЕ Préhistoire

RAN Revue anthropologique

RAR Revue archéologique

RC Revue celtique

REG Revue des études grecques

RES Revue des études slaves

RETP Revue d’ethnographie et des traditions populaires

RHA Revue de l’histoire ancienne

RV Rig Veda

RHR Revue d’histoire des religions

RSR Revue des sciences religieuses

RH Revue hispanique

RIASA Rivista del reale istituto d’archeologia e storia dell’ arte

RSO Rivista di studi orientali

SA Studia Ægyptica

SO Studio Orientalia

SMSR Studi e materiali di storia delle religione

TAAP Transactions of the American Association of Philosophy

TP Toung Poo

WBKL Wiener Beiträge zur Kulturgeschichte und Linguistik

WZKM Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes

WS Wörter und Sachen

ZCZ Zalmoxis (Cahiers de Zalmoxis)

ZDMG Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft

ZFE Zeitschrift für Ethnologie

ZNW Zeitschrift für neutestamentlischeWissenschaft

ZFS Zeitschrift für Sozialwissenschaft

ZVS Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft

Французские слова sacré (лат. sacrum) и profane (лат. profanum) иногда переводятся как «священное» и «мирское» (см., например, перевод Н.К.Гарбовского, выпущенный в 1994 году издательством МГУ). Мы отказались от такого, в каких-то отношениях предпочтительного перевода в пользу вариантов «сакральное» и «профанное» по следующим основаниям: 1) «священное» не передает той амбивалентности смысла, которую несет в себе sacrum (освященности и оскверненности — см. ниже в тексте книги); 2) «мирское» в русском языке чаще всего употребляется в существенно ином, нежели profanum, значении «светское», «секулярное»; 3) слова «сакральный» и «профанный» уже широко употребляются в русской литературе по мифологии и религиоведению. (Прим. перев.)

Иерофания (греч. hieros — священный, phaino — являть, показывать) — проявление, манифестация священного, сакрального в жизни человеческого сообщества, человека. Одно из центральных понятий в концепции М.Элиаде. Термин иерофания у Элиаде имеет более широкое содержание, чем христианские понятия эпифания, теофания — богоявление: проявление сакрального в профанном, «мирском» не есть лишь явление божества людям — «разнообразие иерофаний» (см. § 3) обнаруживает себя во множественности сакральных объектов, явлений природы и т.п. Элиаде различает собственно иерофанию и кратофанию (греч. kratos — власть) — появление незнакомого объекта, первоначально наделяемого сверхъестественной силой, но по мере адаптации к бытовым установкам коллектива теряющего сверхъестественную власть над людьми. — Прим. В.П.