Очерки сравнительного религиоведения
RC Revue celtique
REG Revue des études grecques
RES Revue des études slaves
RETP Revue d’ethnographie et des traditions populaires
RHA Revue de l’histoire ancienne
RV Rig Veda
RHR Revue d’histoire des religions
RSR Revue des sciences religieuses
RH Revue hispanique
RIASA Rivista del reale istituto d’archeologia e storia dell’ arte
RSO Rivista di studi orientali
SA Studia Ægyptica
SO Studio Orientalia
SMSR Studi e materiali di storia delle religione
TAAP Transactions of the American Association of Philosophy
TP Toung Poo
WBKL Wiener Beiträge zur Kulturgeschichte und Linguistik
WZKM Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes
WS Wörter und Sachen
ZCZ Zalmoxis (Cahiers de Zalmoxis)
ZDMG Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft
ZFE Zeitschrift für Ethnologie
ZNW Zeitschrift für neutestamentlischeWissenschaft
ZFS Zeitschrift für Sozialwissenschaft
ZVS Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft
Французские слова sacré (лат. sacrum) и profane (лат. profanum) иногда переводятся как «священное» и «мирское» (см., например, перевод Н.К.Гарбовского, выпущенный в 1994 году издательством МГУ). Мы отказались от такого, в каких-то отношениях предпочтительного перевода в пользу вариантов «сакральное» и «профанное» по следующим основаниям: 1) «священное» не передает той амбивалентности смысла, которую несет в себе sacrum (освященности и оскверненности — см. ниже в тексте книги); 2) «мирское» в русском языке чаще всего употребляется в существенно ином, нежели profanum, значении «светское», «секулярное»; 3) слова «сакральный» и «профанный» уже широко употребляются в русской литературе по мифологии и религиоведению. (Прим. перев.)
Иерофания (греч. hieros — священный, phaino — являть, показывать) — проявление, манифестация священного, сакрального в жизни человеческого сообщества, человека. Одно из центральных понятий в концепции М.Элиаде. Термин иерофания у Элиаде имеет более широкое содержание, чем христианские понятия эпифания, теофания — богоявление: проявление сакрального в профанном, «мирском» не есть лишь явление божества людям — «разнообразие иерофаний» (см. § 3) обнаруживает себя во множественности сакральных объектов, явлений природы и т.п. Элиаде различает собственно иерофанию и кратофанию (греч. kratos — власть) — появление незнакомого объекта, первоначально наделяемого сверхъестественной силой, но по мере адаптации к бытовым установкам коллектива теряющего сверхъестественную власть над людьми. — Прим. В.П.