Очерки сравнительного религиоведения
Центральное для Элиаде и абсолютизированное противопоставление «сакрального» и «профанного», при котором «быт» исторически выводится из сакрального образца, вступает в противоречие с многочисленными реалиями этого быта, когда сакральное неотчлеиимо во времени от повседневных занятий — будь то строительство жилища, прядение или работа кузнеца, сопровождающиеся бесконечными обрядами. При этом сами акты «профанной» деятельности, естественно, могут возводиться исполнителями к «архетипическим образцам» (см.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 50 и сл. Ср.: Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936 — о семантике материальной культуры как о «вещном» коде первобытного мышления, из новых работ — сборник «Материальная культура и мифология». Л., 1981; Тело. Вещь. Ритуал. Невербальное поле культуры. М., 1996. См также послесловие). — Прим. В.П.
Перев. и цит. Леви-Брюлем в кн.: Lévy-Bruhl L. Primitives and the Supernatural. L., 1936. P. 45–46.
Речь в приведенных здесь примерах идет именно об «избыточности», а не о «совершенстве»: излишняя удачливость, равно как необычное долголетие и т.п., считалась опасной для сообщества (обилие охотничьей добычи нарушает нормальный обмен между природным миром и человеческим сообществом, глубокий старик «заедает век» другого человека и т.п.). — Прим. В.П.
Крюйт, цит. Леви-Брюлем в: Lévy-Bruhl L. Primitives… P. 191.
Цит. Леви-Брюлем, см: Lévy-Bruhl L. Primitives… P. 192.
Lévy-Bruhl L. Primitives… P. 164.
Ср., к примеру: Lévy-Bruhl L. Primitives Mentality. L., 1923. P. 36, 261–264, 352 и др.; Webster H. Taboo. A Sociological Study. Stanford, 1942. P. 230 и сл.
Ad. Aen. III. 75.
Ad. Iliadem. XXIII. 429.
Ср.: Harrison. Prolegomena to the Study of Greek Religion. 3rd ed. Cambridge, 1922. P. 59.
Ср.: Robertson S. The Religion of the Semites. 3rd ed. L., 1927. P. 446–454.
Ср.: Albright W.R. From the Stone Age to Christianity. 2nd ed. Baltimore, 1946. P. 321, n. 45.
Van Gennep A. Tabou et totémisme à Madagascar. P., 1904.
Ibid. P. 12.