История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя

9. Вергилий. Буколики, IV, 4. Пер. С. Шервинского.

10. Бл. Августин. Послания, 258.

11. Гораций. Эподы, XVI. 7 сл. Пер. А. Семенова-Тяншанского.

12. Вергилий. Энеида, VIII, 698 сл.

13. Деяния божественного Августа I. — ХДР, с. 527.

14. Цит. по Н. Машкин. Эсхатология и мессианизм в последний период Римской республики, с. 457.

15. О политической и социальной природе принципата см.: Н. Машкин. Принципат Августа, с. 309 сл.

16. См.: Г. Буасье. Римская религия от времен Августа до Антонинов, с. 127 сл.

17. Светоний. Август, 31, 1

18. См.: Н. Машкин. Принципат Августа, с. 564 сл.

19. Светоний. Август, 52.

20. Гораций Послания, II, 1, 15.

21. Вергилий. Буколики, I, 7-8.

22. См.: С. Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия, с. 320.

23. См.: Г. Буасье. Общественное настроение времен римских цезарей. Пг., 1915, с. 48.

24. См:. О. Базинер. Ludi Saeculares — Древнеримские юбилейные игры. Варшава, 1901, с. 221.

25. Гораций. Юбилейный гимн, 5 сл. Пер. Н. Гинцбурга.

26. Гораций. Оды, IV, 15, 22 сл. Юбилейный гимн, 55.

Часть VI

ПРЕДДВЕРИЕ

Глава двадцать восьмая

ЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ И ТАЙНА МЕССИАНСТВА

Иудея, 37—7 гг. до н. э.

Град земной полагает славу свою в самом себе, а небесный в Господе.

Августин

По словам евангелистов, Иисус Христос родился «во дни царя Ирода» [1].

Это правление было ознаменовано последней в истории Израиля попыткой создать светскую монархию, попыткой, которая потерпела крах. Через тридцать лет после коронации Ирод, прозванный Великим, все еще жил в страхе и ожидал удара в спину.