История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя
19. О применении аллегорического метода в христианской экзегезе см.: В. Дмитриевский. Александрийская школа. Казань, 1884.
20.См.: J. Guttmаnn. Philosophies of Judaism, р. 27.
21. De Opificio mundi, 7-8.
22. См., напр., Quod Deus sit immutabilis, 11. В согласии с этим св. Иоанн Златоуст утверждал, что в Книге Бытия «употреблены грубые речения, приспособительно к немощи человеческой» (Беседы на Бытие, XV, 2).
23. Основные черты раввинистического учения о «первом Адаме» обрисованы в статье Л. Гинцберга «Adam-Kadmon» (ЕЭ, т. i, с. 441-445).
24. См.: В. Бычков. Эстетика Филона Александрийского. — ВДИ, 1975, № 3, с. 62.
25. De somnis, I, 20.
26. Quod Deus sit immutabilis, 14.
27. Legum allegoriae, I, 91. См.: Д. Гусев. Учение о Боге и доказательствах бытия Божия в системе Филона. — ПС, 1881, № 12, с. 194.
28. De mutatione nominum, 5.
29. De Opificio mundi, 8.
30. Quod Deus sit immutabilis, 62.
31. См.: С. Булгаков. Свет Невечерний. М., 1917, с. 111 сл.; В. Лосский. Мистическое богословие Восточной Церкви. — БТ, в. 8, с. 18 сл.
32. De praemiis et poenis, 45.
33. Quis rerum divinarum heres sit, 69.
34. De Cheburim, 9. Раввинистические параллели этой мысли приведены у К. Зигфрида (ЕЭ, т. XV, с. 262).
35. «Филон, — отмечает Д. Клиффорд, — является самым ранним свидетелем учения о том, что Идеи суть мысли Бога» (D.A. Cliffford. The History of the Religions Philosophy. Cambridge, 1965, р. 142).
36.См.: В. Лосский. Мистическое богословие…, с. 39 сл.
37. О Слове у пророков см.: Ис 9, 8; 40, 8, 26; 44, 27; 55, 10 сл. Связь учения Филона о Слове с раввинистическим понятием Мемры рассмотрена А. Эдершеймом (Ук. соч., т. I, с. 59 сл. и специальное приложение к т. 2). См. также: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 28 сл. В Египте учение о творческом Слове появилось еще в III тыс. до н. э. (см.: Б. Тураев. Египетская литература. М., 1920, с. 39 сл.).
38. См.: М. Муретов. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885, с. 174 сл.
39. De migratione Abrahami, 6.