Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви

Этот народ занимал правый берег среднего течения р. Кубани.

Местность в горах Осетии; в 35 верстах от Владикавказа существует аул Суадаг, или Суанджаг.

Смотри об этом описание Муравьева. Грузия и Армения, часть III, стр. 295.

Об этом свидетельствует и святой Ириней, епископ Лионский. Он описывает заточение св. Климента Римского. Irinei 1 I, с. IX.

Предание о построении им семидесяти церквей читается у Иеронима, Церковная история, кн. III, гл. 28.

Тертуллиан в начале 1-й книги Против Маркиона, изобразив в мрачных чертах природу Кавказа и грубые нравы его жителей, описывает также Маркиона и его дела. Тертул. том III, стр. 451, пар. 2.

В настоящем издании соответствует III части книги. (Прим. ред.)

Картлис Цховреба—"Жизнь Картли" (груз.), сборник грузинских летописей XII—XVIII веков. (Прим. ред.)

Изначально, с V века первостоятель Грузинской Церкви облекается, как это было в Армении и Сирии, в сан Католикоса (греч. katholikos — всеобщий). С начала XI в. Католикос Грузии титулуется и Патриархом——"Католикос-Патриарх". (И. Джавахишвили, История Грузинского права, кн. II, вып. II, Тбилиси, 1929, с. 9—10, на Груз. яз.) (Прим. ред.)

Ныне Тбилиси. (Прим. ред.)

Царь Кахетинский и Имеретинский Арчил II (1664—1712гг.), умер в Москве.

27 января (н.ст.)—Прим. ред.

Святая Нина была ближайшей родственницей великомученика Георгия (память 23 апреля/6 мая), а по одной древнейшей рукописи -двоюродной сестрой. Она ревностно старалась прославлять его имя и построила в честь его множество храмов в Иверии.

Древнейшее предание говорит, что хитон Господень был соткан Богоматерью. Ин. 19, 23

Ужики—название народа, когда-то жившего в ущельях Кавказских гор, но неизвестного теперь. Это название встречается в грузинском переводе Нового Завета в Деяниях апостолов, гл. 2, ст. 9, где читается так: "парфяне, мидяне, ужики и эламиты...". Названия "ужики" нет ни в каких других переводах Нового Завета. Откуда оно вошло в наш перевод, сделанный в V веке и окончательно исправленный св. Георгием Святогорцем в X веке? Положительно сказать нельзя. Название это есть во всех печатных грузинских изданиях Нового Завета.

Народ, известный в истории под именем ужиков, не есть ли ужи, которые принимаются за маджаров и о которых первый раз упоминает Константин Порфирогенит в гл. 27 de administr. Imper. Народ этот появляется при императоре Льве Мудром, который действовал вместе с хозарами, под именем "усы". Название "усы" не одно ли и то же, что грузинское наименование осетинцев "оссы", земли осетинцев граничили с хазарскими.

Возможно, что св. Лука упоминает этот народ в Деяниях апостолов, потому что при распятии Господа присутствовали и жители Кавказских гор, которым достался хитон Господень. Они же могли в день Пятидесятницы слышать апостолов, говорящих также и на их языке. Св. Луке они, видимо, были известны, поэтому он упоминает о них в Деяниях апостолов. С течением времени переписчики выбросили название этого народа, столь малочисленного и неизвестного тогда миру. Грузины же, получив в IV веке Новый Завет, оставили это наименование; ужики хорошо были известны им, потому что действовали заодно с грузинами при основании Грузинского царства.