The Life of Andrew the Fool-for-God

31. О ГРАБИТЕЛЕ.

Через несколько дней умерла дочь одного знатного господина, а была она девицей и вела достойный образ жизни. Поскольку у отца ее было владение за городом, она молила похоронить ее в часовне, находящейся в винограднике, и, когда она скончалась, понесли ее к указанному месту. А в это время был там грабитель, который похищал погребальное одеяние умерших. Он становился неподалеку и высматривал, где собирались хоронить умерших, а когда все удалялись, он, раскопав могилу, крал погребальные одежды. И вот теперь, когда он увидел траурную процессию той девушки и в каком месте она была похоронена, захотелось ему и с ней сотворить подобное. Однако случилось, что блаженный Андрей проходил мимо этого места, творя ради Христа то, что было у него в обычае. И вдруг он своими мысленными очами распознал в душе порочную цель этого подлеца и, желая помешать его замыслу, подошел поближе, грозно посмотрел ему в лицо и промолвил:"Это говорит Дух Святой пожирающему облачение тех, кто лежит в могиле:"Больше не взглянешь ты на солнце, больше не увидишь ты дня, больше не узришь ты человеческого обличил, ибо затворятся окна дома твоего и не откроются снова, и покроется мраком день, и не будет рассвета вовеки"". А тот, выслушав все это, не внял сказанному праведником и, ни о чем не заботясь, пошел дальше. Святой, однако, посмотрел на него и сказал:"Иди, дурак, кради, но, клянусь Иисусом, больше не увидишь ты солнца". Он же, на этот раз поняв сказанное ему, высмеял праведника, говоря:"Да, сумасшедший, твои слова непонятны и сравнимы с демоновыми; я пойду туда и посмотрю, действенны ли они". А святой прошел мимо, посмеиваясь.

И вот когда наступил вечер, этот несчастный, чувствуя себя в безопасности, пришел, откатил камень от могилы и проник в нее. И сначала он снял покрывало девушки, а затем и саван. Забрав наконец все это, он захотел удалиться, но человеконенавистный демон внушил ему снять также и ее рубашку и оставить тело обнаженным, что он и сделал. Но с соизволения Божьего (сколь неизъясним этот рассказ!), дева, подняв свою правую руку, дала ему пощечину, так что внезапно оба его глаза ослепли. И тогда ужасный трепет и ни с чем не сравнимый страх охватили его, так что челюсти его задрожали, также и колени. И, раскрыв свои уста, мертвая дева произнесла следующее:"О жалкий и несчастный, пусть ты не устрашился ни Бога, ни святых ангелов его, но хотя бы, как мужчина, ты должен был устыдиться созерцания обнаженного женского тела, удовольствоваться тем, что взял ранее, и, по крайней мере, оставить на моем теле эту дешевую рубашку. Однако, безжалостный и жестокий ко мне, ты захотел, чтобы я выглядела смешной для всех святых дев во время Второго Пришествия. Смотри, теперь я покажу тебе, чтобы ты больше не воровал, а также чтобы ты знал, что есть Бог живой Христос и есть суд и воздаяние живущим даже после смерти, и что пребывают в радости любящие Бога". Сказав это, девушка поднялась и, взяв рубашку, надела ее, также и саван, и, взяв покрывало, завернулась в него и промолвила:"Ты один, Господи, дал мне обитель для упования". Она возлегла и в то же самое время упокоилась в мире. А тот глупец едва смог найти ограду виноградника и выйти и, находясь вблизи широкой улицы, наощупь, от стены к стене, он дошел до ворот. А желающим узнать причину его ослепления, он отвечал то одно, то другое, но не так, как было; позднее же раскаялся и рассказал всю правду.

С той поры он стал просить подаяние и таким образом добывал себе каждодневное пропитание. Но часто он садился и так говорил себе:"Проклятие тебе, ненасытная глотка, ибо из‑за тебя и из‑за чревоугодия своего получил я эту слепоту". И снова говорил:"Кто роскошествует до пресыщения и ворует, тот и терпит позор", А в то время отреклись от сатаны многие, с которыми совершилось то, от чего и он пострадал, и стали они честны и нравами и делами. Вспоминая же пророчество святого и восхищаясь, он удивлялся и славил Бога.

В один из дней в середине Великого Поста святой забавлялся на мостовой Форума и, по своему обычаю, то бегал, то танцевал. Оказавшись напротив больших ворот Сената, он стал рассматривать находившихся на них"ремненогих". А один из прохожих увидел, как святой пристально смотрит на них, и дал ему затрещину, говоря:"Что стоишь и смотришь, придурок?"А блаженный ему в ответ:"Болван, я стою здесь и рассматриваю видимые идолы, а ты сам в душе своей"ремненогий", змий и порождение ехидны: ведь стержни души твоей и духовные стопы сердца твоего вывернуты и шествуют в ад. Смотри, ад уже разверз свою пасть и ждет, чтобы поглотить тебя, распутника и развратника, ежедневно приносящего жертвы дьяволу". И как услыхал это человек, тотчас затрепетал и стал размышлять про себя:"От Бога ли он узнал это или от демонов? Но откуда он знает Бога, безумный и сумасшедший человек?"

А блаженный удалился от этого места и двинулся по мостовой Форума, на которой сидели торговки, продающие дорогие украшения. И вот, став там и пристально глядя на товар, он сказал:"Ай–ай, солома и пыль!"Тогда некоторые из находившихся там, не понимая, стали говорить:"Что это болтает юродивый?"И одни смеялись, другие издевались над ним, третьи же били его по шее, толкая и оплевывая. Наконец, когда праведник стоял и обозревал весь Форум, какой‑то старик, проходя мимо, спросил:"Чего ради, дурачок, кричишь ты"солома и чепуха"? Ведь если ты продаешь солому, ступай в Анемодулий и там продавай ее". Отвечает ему святой:" Иди, глупец, и позаботься о том, какая могила примет тебя через три дня". И как сказал ему святой, так и вышло: ведь через три дня оборвалась его жизнь. А в то время как Андрей бросал пристальные взгляды то туда, то сюда и кричал, какой‑то юноша мягко спросил у него:"Во имя Бога небесного, скажи, на что ты смотришь, стоя здесь?"А он говорит:"Я наблюдаю сон, о дитя, ибо эта суетная жизнь — тень и дым". И, вымолвив это, он убежал оттуда и явился в Ставрий.

32. О МОНАХЕ В СТАВРИИ.

Придя туда, он нашел одного монаха, прославляемого за благочестие, который вел с другим монахом разговор, как казалось, о пользе души. В жизни своей он и вправду был благочестив и благопристоен, выполнял все, подобающее монахам, и грех имел лишь один — скупость. А некоторые горожане, исповедуясь в своих грехах, отдавали ему довольно много денег для раздачи бедным ради спасения своих душ; он же, побеждаемый жадностью, ничего из этих денег никому не отдавал, но берег все в своей сокровищнице и, таким образом, жил заботами лишь о своей жизни, а не о Христе. Поэтому, охваченный сребролюбием, он радовался, созерцая свое богатство. И вот блаженный Андрей явился туда и, украшенный даром внутреннего зрения, заметил ужасного дракона с тремя головами, обвившегося вокруг шеи монаха: хвост свисал до самых ног его, а головы были: одна — скаредности, другая — безумия, третья — бессердечия. Когда, наконец, праведник увидел это, он с удивлением приблизился к монаху и стал рассматривать форму дракона. А тот, думая, что это бедняк, надеющийся получить что‑нибудь от него, говорит:"Бог явит милость тебе, брат". Святой же отошел от него на небольшое расстояние и увидел вокруг него надпись темными буквами, висящую в воздухе:"Дракон сребролюбия, корень всех беззаконий". Тогда, заглянув за него, он увидел каких‑то двух евнухов, творящих суд над ним. И был один из них черный, с мрачными глазами, а другой белый, сияющий ярче солнца. И тот черный сказал сверкающему ангелу, охранявшему его:"Напрасно ты опекаешь этого монаха и охраняешь его, ибо он в первую очередь моя добыча, потому что он выполняет мою волю: ведь немилосердный и сребролюбивый не имеет ничего общего с Богом, но, будучи привержен второму идолопоклонству, поистине служит мне, и подчиняется мне, и должен быть прежде всего моей добычей". Тогда говорит другой:"Отойди, нечистый, от наследия Иисуса Христа: ведь это мне назначено обладание первенством над ним, потому что он соблюдает пост, совершает молитву, он незлобив, мягок, скромен и спокоен". Так судились между собой эти двое, и не было мира меж ними. Наконец черный сказал:"Ведь что рек Судия, когда говорил:"Послушайте, каковы сребролюбцы и те, которые не считаются с чужим мнением"? Разве не милосердных он призывает, имеющих сочувствие и сострадание и человеколюбием своим похожих на Него?"И ответил ангел:"А что имеет в виду Господь, когда говорит:"На кого я призрю, если не на кроткого, спокойного и трепещущего пред словом моим"? и что"блаженны кроткие, блаженны чистые сердцем"и подобное этому?"Отвечает черный:"Посмотри‑ка, как он дрожит при словах:"Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы"и"Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд", и еще при сказанных в другом месте:"Милости хочу, а не жертвы"и"раздели с голодным хлеб твой"и при многих других предписаниях Бога, которые я не смогу выговорить, как омерзительные для меня, потому что они против меня и направлены. Стало быть, как можешь ты хотеть завладеть правом первенства над ним?"И тогда ответствовал ангел света:"Сегодня суд великий между нами, и я не отступлюсь до тех пор, пока не спросим мы Судию". Черный был раздосадован, когда услышал это, и сказал одетому в белое:"Поскольку Человеколюбец начинает с человеколюбия и заканчивает добром, ты и прибегаешь к Богу; и я знаю, что Он вынесет свой приговор против меня, и отказываюсь, ибо такая цель мне не по нраву". Ангел же Господень сказал ему:"Лжец и обманщик! Неужели Тот, Кто установил закон, чтобы сыны человеческие судили справедливо, не потворствовали бедному в суде и не угождали лицу великого, будучи Сам пределом мудрости и справедливости, как раз теперь, ради тебя, гнуснейшего, станет творить безрассудства в этом суде? Давай‑ка, в самом деле, с помощью Божьего суда, либо убеди меня в своей правоте, либо подчинись!"Осмелев от этих слов, черный выразил согласие, чтобы решение их вопроса исходило от Господа; и после того как они повернулись на восток, блистающий тот юноша вопросил Господа о том, что было у них предметом разногласий и споров; а тот черный хоть и взглянул вместе с ним на восток, но сразу после этого повернул свое лицо на запад. И вот как только ангел Господень задал вопрос, тотчас с небес раздался голос, промолвивший:"Я отдал приказ своим апостолам, сказав:"Примите Дух Святой, и кому простите грехи, тому простятся", однако я не говорил друзьям моим:"Возьмите деньги вместо Духа Святого, и тогда простятся людям прегрешения их"; и поэтому нет в том монахе ничего для тебя, ибо Царство мое, и жилище, и прибежище — для милосердных". Когда прозвучал этот голос, ангел Господень уступил тому черному право первенства, а сам, поклонившись, удалился от монаха.

Увидав все это, блаженный удивился в душе, почувствовал головокружение и задрожал, потому что лукавый тот демон победил ангела света при помощи Писания. И к самому себе обратился:"О злорадство гнусного демона! Ведь мы побиваемы нашим же оружием, ибо даже сей осквернитель и разбойник искушен в Писании!"С этими словами он направился в одно место, через которое должен был пройти монах, и, сев там, стал поджидать его. Наконец он заметил, что монах идет совершенно один, и очень обрадовался, ибо именно об этом и молился. Он поднялся и пошел ему навстречу. Но дьявол, конечно, прознал, что блаженный явился ради исправления того аввы, и, встревожившись, начал кричать:"Опять, Андрей ты идешь против меня? Или, думаешь, я удивлен, что за некоторое время до этого ты стоял и слушал судебное разбирательство, желая, конечно, сотворить мне что‑нибудь ужасное? Так вот, уходи отсюда и не своевольничай здесь, попирая справедливость; что тебе за до этого аввы? Ведь он не приятель тебе, ты даже не видел его вплоть до этого самого часа; не родственник он тебе, и не нуждается в твое"наставничестве. Итак, уходи отсюда и не вреди мне!"Пока этот пустохвал был занят нападками и болтовней, блаженный молчал, не говоря ни слова. Но когда монах приблизился к нему, святой, сотворив со слезами молитву, посмотрел во все стороны и, никого не увидев, схватил монаха правой рукой, загородил ему путь и сказал"Прошу тебя, выслушай терпеливо меня, раба своего, и с милостивым расположением прими простые мои слова, ибо скорбь великан приключилась со мною из‑за тебя, и от боли я не могу больше терпеть. Ради чего ты, будучи другом Бога, стал также и слугою дьявола? Каким образом, имея крылья, как серафимы,[8] ты позволил сатане обрезать их под корень? Как же, будучи светозарным, стал ты обличием темен? Увы, имея глаза, подобно многооким, ты был ослеплен драконом, и, подобен солнцу, погрузился, мрачный, в ночь. Ради чего, брат, предал ты смерти свою душу? Зачем сделал другом своим дракона сребролюбия? Знаешь ли ты, чей образ представляет твое одеяние? Разве ты не понимаешь, как монах должен жить? Почему ты желаешь денег? Зачем ты стал нагромождать и копить их? Каким образом ты завладел ими и приготовил себе погибель? Почему! ты желаешь денег, которые после твоей смерти достанутся как раз тем, кому ты не хочешь их оставлять, или врагам твоим? Разве они происходят от трудов твоих, и ты бережешь их, дабы они были похоронены вместе с тобой? Разве ты получил их, выкопав двузубой киркой, чтобы прокормить своих детей? Неужели они достались тебе как плата за выполненную работу? Или ты получил их от родителей? Как можешь ты хранить чужие грехи и мучаться от жадности? Другие хотят пить и есть, замерзают до смерти, а ты при этом радуешься, глядя на кучу денег? Это ли признаки покаяния? Это ли образ жизни монахов, и бедность, и удаление от суетных забот? Так‑то ты подражаешь Богу? Так‑то ты отрекся от мира и того, что в нем? Так‑то ты распял себя ради мира и его желаний? Разве ты не слышал, как Господь говорил:"Не владейте ни золотом, ни серебром, ни сумою, ни посохом, ни двух одежд не имейте"? Я поражаюсь, как предал ты забвению заповеди эти! Смотри, сегодня или завтра мы достигнем предела жизни, и кому достанется то, что ты заготовил? Неужели не видишь дьявола, который стал и занял преддверие твоей души, а охраняющий тебя ангел стоит поодаль, опечаленный? Вот, брат, гнусный дракон сребролюбия обвился вокруг твоей шеи, а ты и не видишь, и великое он нашел в тебе утешение. Слушай же, дабы я мог закончить свою речь: я, ничтожный, проходя мимо, услыхал голос Господа Бога, отвергающего тебя и говорящего следующее:"Мое Царство есть Царство милосердных, тогда как его и подобных ему презирает душа Моя". Но прошу тебя: внемли мне и раздай свои деньги нуждающимся, вдовам и сиротам, беднякам и чужестранцам, и не имеющим, куда голову преклонить, и борись за то, чтобы при помощи благодеяний своих стать другом Бога, ибо в том и заключен смысл монашеского призвания, чтобы вовсе ничего не иметь в этой жизни. Не бойся же того, что тебе будет недоставать хлеба или чего‑нибудь из того, что необходимо посвятившим себя Богу: ведь кормятся от Него и неверующие, и развратники, и прелюбодеи, и неблагодарные; не будут ли гораздо большими благами наделены те, которые служат Ему? Смотри, не пропусти мимо ушей мои слова: ведь я позвал тебя, прежде всего, потому, что не будет у тебя другой такой возможности, и, если ты не послушаешь меня, клянусь Иисусом, я отдам тебя сатане на погибель твоей плоти". И, повернувшись, показал ему дьявола. И вдруг открылись духовные его очи, и узрел он его в облике черного эфиопа, и как из глаз его дым поднимался, а сам он стоял поодаль. И тогда снова обратился к нему праведник:"Смотри же, не ослушайся моих слов, иначе я прикажу, чтобы он наказал тебя, и он сделает тебя позором для всего города".

Услыхав это, монах задрожал и изумился в душе. А все наставления, исходившие из уст святого, он с большой уверенностью решил выполнить. И после этого видит праведник, как пришел с востока дух, словно огненная молния, и схватил дракона, поглощая его силу, а тот, не вытерпев муки, обратился в ворона и улетел, стеная и причитая. И сей же час, немедленно, право первенства над монахом было возвращено ангелу Божьему. Когда же тот собрался уходить, святой дал ему такой наказ:"Смотри не разглашай никому того, что касается меня, и если ты будешь блюсти это, верь, что и я, хоть и грешник, буду всегда поминать тебя в своих молитвах, чтобы Господь Бог вел тебя благим путем к добру". Тот же, услышав это, с большой убежденностью пообещал все выполнить, и они поцеловали друг друга и удалились.

Все деньги, которыми владел монах, он раздал нуждающимся. А после этого удостоился даже большей славы от Бога. Когда же кто‑то принес ему денег для раздачи, он взял из них одну или две монеты на расходы, а остальное распределил через руки приносящих, помня наставление блаженного и приговаривая:"Что пользы мне быть распорядителем чужих шипов? Ведь беря то, в чем я не имею нужды, и раздавая бедным, я пребываю в убеждении, что вознаграждение принадлежит мне, а не другому". Вот почему он разрешил тем, кто приносил деньги, распределять их собственноручно. И поскольку он с тех пор вел себя прекрасно, благочестиво и как подобает монаху, явился ему раб Божий с улыбкой на лице и указал ему дерево, стоящее на равнине, украшенное цветами и полное сладчайших плодов. И сказал ему:"Ты должен быть премного благодарен мне, почтенный господин, за то, что я сделал душу твою цветоносным деревом, вырвав тебя из зубов дракона; постарайся же, насколько ты можешь, через благодеяния превратиться в сладостный плод: ведь древо, которое ты видишь, есть состояние твоей души с того дня, как ты увидел меня и раздал деньги". Пробудившись, он еще больше укрепился для духовной работы, с каждым днем продвигаясь все дальше.

33. Один юноша был близким другом того Епифания...

Один юноша был близким другом того Епифания, о котором мы ранее упоминали. Епифаний же наставлял его при помощи Священного Писания, желая укрепить его в страхе Божьем. Тот, однако, сблизился с ним не для того, чтобы соревноваться в доблести, но ради людской похвалы, чтобы и о нем говорили так же, как о Епифаний. Часто ведь, когда Епифаний проходил, смотревшие на него и узнававшие его люди говорили один другому:"Посмотри, как этот прекрасный юноша шествует среди огня и не возгорается, и не подвергается порче от того, что побуждает к наслаждениям. Потому и говорят о нем все, что не общается он никогда с женщиной, но проводит жизнь свою чисто и безупречно, предаваясь постам, бдениям и молитвам". А раз говорили такое о Епифаний, то и друг его захотел услышать о себе подобное. И вот однажды, когда Епифаний встал чуть свет ради прославления Бога, поднялся вместе с ним и названный юноша и стал рядом с ним, исполняя псалом. А с соизволения Господа пришел туда, как один из бедняков, блаженный Андрей, Епифаний же, заметив его и не желая разоблачать перед кем‑либо, мысленно поцеловал его. А Андрей, подойдя все же к нему поближе, долгое время стоял молча. Но, взглянув в лицо упомянутому юноше грозным взглядом, он дал ему пощечину, какую только мог, и промолвил:"Отойди от этого отрока, ибо ты не достоин стоять рядом с ним, потому что ты дурно использовал пение псалмов и стал презираем у Господа". И вот, когда ударил его праведник, он впал в неистовство и бросился, чтобы схватить его за волосы. Но Епифаний подбежал и воспрепятствовал его намерению, браня и порицая его такими словами:"Воистину безумный! Ты вознамерился совершить такое, находясь посреди Божьего храма? Не читаешь ли ты"не воздавай злом за зло"? Не так ли говорит Господь:"Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"? Позор проклятому демону, внушившему такое! Что скажут присутствующие здесь люди? Не будет ли этот соблазн замечен ими? Не станет ли и Господь порицать нас, говоря:"Горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Если ты хочешь быть со мною рядом, я не желаю, чтобы ты был таким.

Если, стало быть, ты желаешь общаться со мной, соблюдай все это, ибо я говорю то, что тебе пригодится. Внимательно следи за собой, дабы не отягощать свою юность распутством, развратом и подстрекательством к растлению, потому что не радуется сатана никакому другому греху так, как этому и ему подобным. Смотри же, ты молод, и великая борьба предстоит тебе против четырех драконов греховности[9], и, если хочешь одолеть этих зверей, сокруши мышцу злой своей гордыни. Итак, стань смиренным пред стопами Спасителя, чтобы и Он сам, борясь за тебя, победил воинственного плотского демона и чтобы тебе была присуждена победа: ведь Господь противодействует высокомерным, смиренным же дает благодать".