The Life of Andrew the Fool-for-God

Придя туда, он нашел одного монаха, прославляемого за благочестие, который вел с другим монахом разговор, как казалось, о пользе души. В жизни своей он и вправду был благочестив и благопристоен, выполнял все, подобающее монахам, и грех имел лишь один — скупость. А некоторые горожане, исповедуясь в своих грехах, отдавали ему довольно много денег для раздачи бедным ради спасения своих душ; он же, побеждаемый жадностью, ничего из этих денег никому не отдавал, но берег все в своей сокровищнице и, таким образом, жил заботами лишь о своей жизни, а не о Христе. Поэтому, охваченный сребролюбием, он радовался, созерцая свое богатство. И вот блаженный Андрей явился туда и, украшенный даром внутреннего зрения, заметил ужасного дракона с тремя головами, обвившегося вокруг шеи монаха: хвост свисал до самых ног его, а головы были: одна — скаредности, другая — безумия, третья — бессердечия. Когда, наконец, праведник увидел это, он с удивлением приблизился к монаху и стал рассматривать форму дракона. А тот, думая, что это бедняк, надеющийся получить что‑нибудь от него, говорит:"Бог явит милость тебе, брат". Святой же отошел от него на небольшое расстояние и увидел вокруг него надпись темными буквами, висящую в воздухе:"Дракон сребролюбия, корень всех беззаконий". Тогда, заглянув за него, он увидел каких‑то двух евнухов, творящих суд над ним. И был один из них черный, с мрачными глазами, а другой белый, сияющий ярче солнца. И тот черный сказал сверкающему ангелу, охранявшему его:"Напрасно ты опекаешь этого монаха и охраняешь его, ибо он в первую очередь моя добыча, потому что он выполняет мою волю: ведь немилосердный и сребролюбивый не имеет ничего общего с Богом, но, будучи привержен второму идолопоклонству, поистине служит мне, и подчиняется мне, и должен быть прежде всего моей добычей". Тогда говорит другой:"Отойди, нечистый, от наследия Иисуса Христа: ведь это мне назначено обладание первенством над ним, потому что он соблюдает пост, совершает молитву, он незлобив, мягок, скромен и спокоен". Так судились между собой эти двое, и не было мира меж ними. Наконец черный сказал:"Ведь что рек Судия, когда говорил:"Послушайте, каковы сребролюбцы и те, которые не считаются с чужим мнением"? Разве не милосердных он призывает, имеющих сочувствие и сострадание и человеколюбием своим похожих на Него?"И ответил ангел:"А что имеет в виду Господь, когда говорит:"На кого я призрю, если не на кроткого, спокойного и трепещущего пред словом моим"? и что"блаженны кроткие, блаженны чистые сердцем"и подобное этому?"Отвечает черный:"Посмотри‑ка, как он дрожит при словах:"Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы"и"Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд", и еще при сказанных в другом месте:"Милости хочу, а не жертвы"и"раздели с голодным хлеб твой"и при многих других предписаниях Бога, которые я не смогу выговорить, как омерзительные для меня, потому что они против меня и направлены. Стало быть, как можешь ты хотеть завладеть правом первенства над ним?"И тогда ответствовал ангел света:"Сегодня суд великий между нами, и я не отступлюсь до тех пор, пока не спросим мы Судию". Черный был раздосадован, когда услышал это, и сказал одетому в белое:"Поскольку Человеколюбец начинает с человеколюбия и заканчивает добром, ты и прибегаешь к Богу; и я знаю, что Он вынесет свой приговор против меня, и отказываюсь, ибо такая цель мне не по нраву". Ангел же Господень сказал ему:"Лжец и обманщик! Неужели Тот, Кто установил закон, чтобы сыны человеческие судили справедливо, не потворствовали бедному в суде и не угождали лицу великого, будучи Сам пределом мудрости и справедливости, как раз теперь, ради тебя, гнуснейшего, станет творить безрассудства в этом суде? Давай‑ка, в самом деле, с помощью Божьего суда, либо убеди меня в своей правоте, либо подчинись!"Осмелев от этих слов, черный выразил согласие, чтобы решение их вопроса исходило от Господа; и после того как они повернулись на восток, блистающий тот юноша вопросил Господа о том, что было у них предметом разногласий и споров; а тот черный хоть и взглянул вместе с ним на восток, но сразу после этого повернул свое лицо на запад. И вот как только ангел Господень задал вопрос, тотчас с небес раздался голос, промолвивший:"Я отдал приказ своим апостолам, сказав:"Примите Дух Святой, и кому простите грехи, тому простятся", однако я не говорил друзьям моим:"Возьмите деньги вместо Духа Святого, и тогда простятся людям прегрешения их"; и поэтому нет в том монахе ничего для тебя, ибо Царство мое, и жилище, и прибежище — для милосердных". Когда прозвучал этот голос, ангел Господень уступил тому черному право первенства, а сам, поклонившись, удалился от монаха.

Увидав все это, блаженный удивился в душе, почувствовал головокружение и задрожал, потому что лукавый тот демон победил ангела света при помощи Писания. И к самому себе обратился:"О злорадство гнусного демона! Ведь мы побиваемы нашим же оружием, ибо даже сей осквернитель и разбойник искушен в Писании!"С этими словами он направился в одно место, через которое должен был пройти монах, и, сев там, стал поджидать его. Наконец он заметил, что монах идет совершенно один, и очень обрадовался, ибо именно об этом и молился. Он поднялся и пошел ему навстречу. Но дьявол, конечно, прознал, что блаженный явился ради исправления того аввы, и, встревожившись, начал кричать:"Опять, Андрей ты идешь против меня? Или, думаешь, я удивлен, что за некоторое время до этого ты стоял и слушал судебное разбирательство, желая, конечно, сотворить мне что‑нибудь ужасное? Так вот, уходи отсюда и не своевольничай здесь, попирая справедливость; что тебе за до этого аввы? Ведь он не приятель тебе, ты даже не видел его вплоть до этого самого часа; не родственник он тебе, и не нуждается в твое"наставничестве. Итак, уходи отсюда и не вреди мне!"Пока этот пустохвал был занят нападками и болтовней, блаженный молчал, не говоря ни слова. Но когда монах приблизился к нему, святой, сотворив со слезами молитву, посмотрел во все стороны и, никого не увидев, схватил монаха правой рукой, загородил ему путь и сказал"Прошу тебя, выслушай терпеливо меня, раба своего, и с милостивым расположением прими простые мои слова, ибо скорбь великан приключилась со мною из‑за тебя, и от боли я не могу больше терпеть. Ради чего ты, будучи другом Бога, стал также и слугою дьявола? Каким образом, имея крылья, как серафимы,[8] ты позволил сатане обрезать их под корень? Как же, будучи светозарным, стал ты обличием темен? Увы, имея глаза, подобно многооким, ты был ослеплен драконом, и, подобен солнцу, погрузился, мрачный, в ночь. Ради чего, брат, предал ты смерти свою душу? Зачем сделал другом своим дракона сребролюбия? Знаешь ли ты, чей образ представляет твое одеяние? Разве ты не понимаешь, как монах должен жить? Почему ты желаешь денег? Зачем ты стал нагромождать и копить их? Каким образом ты завладел ими и приготовил себе погибель? Почему! ты желаешь денег, которые после твоей смерти достанутся как раз тем, кому ты не хочешь их оставлять, или врагам твоим? Разве они происходят от трудов твоих, и ты бережешь их, дабы они были похоронены вместе с тобой? Разве ты получил их, выкопав двузубой киркой, чтобы прокормить своих детей? Неужели они достались тебе как плата за выполненную работу? Или ты получил их от родителей? Как можешь ты хранить чужие грехи и мучаться от жадности? Другие хотят пить и есть, замерзают до смерти, а ты при этом радуешься, глядя на кучу денег? Это ли признаки покаяния? Это ли образ жизни монахов, и бедность, и удаление от суетных забот? Так‑то ты подражаешь Богу? Так‑то ты отрекся от мира и того, что в нем? Так‑то ты распял себя ради мира и его желаний? Разве ты не слышал, как Господь говорил:"Не владейте ни золотом, ни серебром, ни сумою, ни посохом, ни двух одежд не имейте"? Я поражаюсь, как предал ты забвению заповеди эти! Смотри, сегодня или завтра мы достигнем предела жизни, и кому достанется то, что ты заготовил? Неужели не видишь дьявола, который стал и занял преддверие твоей души, а охраняющий тебя ангел стоит поодаль, опечаленный? Вот, брат, гнусный дракон сребролюбия обвился вокруг твоей шеи, а ты и не видишь, и великое он нашел в тебе утешение. Слушай же, дабы я мог закончить свою речь: я, ничтожный, проходя мимо, услыхал голос Господа Бога, отвергающего тебя и говорящего следующее:"Мое Царство есть Царство милосердных, тогда как его и подобных ему презирает душа Моя". Но прошу тебя: внемли мне и раздай свои деньги нуждающимся, вдовам и сиротам, беднякам и чужестранцам, и не имеющим, куда голову преклонить, и борись за то, чтобы при помощи благодеяний своих стать другом Бога, ибо в том и заключен смысл монашеского призвания, чтобы вовсе ничего не иметь в этой жизни. Не бойся же того, что тебе будет недоставать хлеба или чего‑нибудь из того, что необходимо посвятившим себя Богу: ведь кормятся от Него и неверующие, и развратники, и прелюбодеи, и неблагодарные; не будут ли гораздо большими благами наделены те, которые служат Ему? Смотри, не пропусти мимо ушей мои слова: ведь я позвал тебя, прежде всего, потому, что не будет у тебя другой такой возможности, и, если ты не послушаешь меня, клянусь Иисусом, я отдам тебя сатане на погибель твоей плоти". И, повернувшись, показал ему дьявола. И вдруг открылись духовные его очи, и узрел он его в облике черного эфиопа, и как из глаз его дым поднимался, а сам он стоял поодаль. И тогда снова обратился к нему праведник:"Смотри же, не ослушайся моих слов, иначе я прикажу, чтобы он наказал тебя, и он сделает тебя позором для всего города".

Услыхав это, монах задрожал и изумился в душе. А все наставления, исходившие из уст святого, он с большой уверенностью решил выполнить. И после этого видит праведник, как пришел с востока дух, словно огненная молния, и схватил дракона, поглощая его силу, а тот, не вытерпев муки, обратился в ворона и улетел, стеная и причитая. И сей же час, немедленно, право первенства над монахом было возвращено ангелу Божьему. Когда же тот собрался уходить, святой дал ему такой наказ:"Смотри не разглашай никому того, что касается меня, и если ты будешь блюсти это, верь, что и я, хоть и грешник, буду всегда поминать тебя в своих молитвах, чтобы Господь Бог вел тебя благим путем к добру". Тот же, услышав это, с большой убежденностью пообещал все выполнить, и они поцеловали друг друга и удалились.

Все деньги, которыми владел монах, он раздал нуждающимся. А после этого удостоился даже большей славы от Бога. Когда же кто‑то принес ему денег для раздачи, он взял из них одну или две монеты на расходы, а остальное распределил через руки приносящих, помня наставление блаженного и приговаривая:"Что пользы мне быть распорядителем чужих шипов? Ведь беря то, в чем я не имею нужды, и раздавая бедным, я пребываю в убеждении, что вознаграждение принадлежит мне, а не другому". Вот почему он разрешил тем, кто приносил деньги, распределять их собственноручно. И поскольку он с тех пор вел себя прекрасно, благочестиво и как подобает монаху, явился ему раб Божий с улыбкой на лице и указал ему дерево, стоящее на равнине, украшенное цветами и полное сладчайших плодов. И сказал ему:"Ты должен быть премного благодарен мне, почтенный господин, за то, что я сделал душу твою цветоносным деревом, вырвав тебя из зубов дракона; постарайся же, насколько ты можешь, через благодеяния превратиться в сладостный плод: ведь древо, которое ты видишь, есть состояние твоей души с того дня, как ты увидел меня и раздал деньги". Пробудившись, он еще больше укрепился для духовной работы, с каждым днем продвигаясь все дальше.

33. Один юноша был близким другом того Епифания...

Один юноша был близким другом того Епифания, о котором мы ранее упоминали. Епифаний же наставлял его при помощи Священного Писания, желая укрепить его в страхе Божьем. Тот, однако, сблизился с ним не для того, чтобы соревноваться в доблести, но ради людской похвалы, чтобы и о нем говорили так же, как о Епифаний. Часто ведь, когда Епифаний проходил, смотревшие на него и узнававшие его люди говорили один другому:"Посмотри, как этот прекрасный юноша шествует среди огня и не возгорается, и не подвергается порче от того, что побуждает к наслаждениям. Потому и говорят о нем все, что не общается он никогда с женщиной, но проводит жизнь свою чисто и безупречно, предаваясь постам, бдениям и молитвам". А раз говорили такое о Епифаний, то и друг его захотел услышать о себе подобное. И вот однажды, когда Епифаний встал чуть свет ради прославления Бога, поднялся вместе с ним и названный юноша и стал рядом с ним, исполняя псалом. А с соизволения Господа пришел туда, как один из бедняков, блаженный Андрей, Епифаний же, заметив его и не желая разоблачать перед кем‑либо, мысленно поцеловал его. А Андрей, подойдя все же к нему поближе, долгое время стоял молча. Но, взглянув в лицо упомянутому юноше грозным взглядом, он дал ему пощечину, какую только мог, и промолвил:"Отойди от этого отрока, ибо ты не достоин стоять рядом с ним, потому что ты дурно использовал пение псалмов и стал презираем у Господа". И вот, когда ударил его праведник, он впал в неистовство и бросился, чтобы схватить его за волосы. Но Епифаний подбежал и воспрепятствовал его намерению, браня и порицая его такими словами:"Воистину безумный! Ты вознамерился совершить такое, находясь посреди Божьего храма? Не читаешь ли ты"не воздавай злом за зло"? Не так ли говорит Господь:"Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"? Позор проклятому демону, внушившему такое! Что скажут присутствующие здесь люди? Не будет ли этот соблазн замечен ими? Не станет ли и Господь порицать нас, говоря:"Горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Если ты хочешь быть со мною рядом, я не желаю, чтобы ты был таким.

Если, стало быть, ты желаешь общаться со мной, соблюдай все это, ибо я говорю то, что тебе пригодится. Внимательно следи за собой, дабы не отягощать свою юность распутством, развратом и подстрекательством к растлению, потому что не радуется сатана никакому другому греху так, как этому и ему подобным. Смотри же, ты молод, и великая борьба предстоит тебе против четырех драконов греховности[9], и, если хочешь одолеть этих зверей, сокруши мышцу злой своей гордыни. Итак, стань смиренным пред стопами Спасителя, чтобы и Он сам, борясь за тебя, победил воинственного плотского демона и чтобы тебе была присуждена победа: ведь Господь противодействует высокомерным, смиренным же дает благодать".

В то время как светоч Епифаний внушал все это юноше, сердце его ожесточалось лукавым, и он тяжело перенес те слова и был раздражен сказанным. Опечалившись, он удалился со словами:"Неужели я откажусь от этого мира именно тогда, когда я должен наслаждаться им?"И с тех пор он больше не стремился идти вместе с Епифанием к чему‑либо духовному, но, охотно предаваясь плотскому сладострастию, распутству и разврату, осквернял красоту своей достойной сожаления души. Но после этого он подвергся суровейщим испытаниям и мукам, так что и до величайшего голода дошел и выпрашивал себе на хлеб. Опечалился на это Епифаний и просил слугу Божьего сотворить ему милость. Но святой ответил:"Нет, дитя, нет, лучше яви сочувствие его душе, в то время как тело страдает. Оставь его, поэтому, как есть, ибо это ему скорее подходит. Придет время, когда Господь, увидев его унижение, вернет его в прежнее состояние". Епифаний промолвил:"Прошу тебя, слуга Господа, дай мне знать, по какой причине столь жестоко он предан испытаниям". Святой же Андрей ответил ему:"Ни за что другое нв был Господь так разгневан на него, как за то, что он клятвопреступник и лжец, дерзкий и высокомерный: ведь даже если бы он совершил и другие, худшие прегрешения тела, Господь разгневался бы не столько за эти<грехи>, сколько за те. Ведь бывает так, что еда, прежде чем она будет сварена в горшке, вкуса и аромата не имеея так же и мы, грешники: пока мы не поваримся в муках и испытаниях, не войдем в Царство Небесное". Сказал Епифаний:"Если это полезно его душе, я больше не буду о нем говорить, но лучше посмотрю, как стойко он проявляет мужество и с помощью Господа, движется к прекрасной обители".

34. А другой отрок по имени Иоанн был приятелем Епифания...

А другой отрок по имени Иоанн был приятелем Епифания поскольку они вместе воспитывались. Поэтому Иоанн любил Епифания как своего соученика, однако вовсе не подражал его добродетели. И вот однажды, когда оба они сидели в оживленном месте и о чем‑то беседовали, какая‑то распутная женщина, проходившая мимо, заметила их и начала, пакостница, делать знаки и соблазнительные движения, пытаясь — гангрена! — хоть одного выманивать ради своей похоти. Поскольку она вытворяла такое, Епифаний повернул лицо в другую сторону и промолвил:"Посмотри на эту бесстыжую лису, как она выкручивается, пытаясь коварно схватить птицу, поймать душу какого‑нибудь юноши!"Иоанн же, будучи очень развращенным, стал украдкой смотреть на нее. Заметив его испорченность, опечалился Епифаний погибели души его, ибо, поистине склонный к распутству, он сходил с ума, несчастный, по и точенной червями женской плоти. Тогда Епифаний шикнул на ту женщину, и она тотчас исчезла. Иоанн же сказал Епифанию:"Да накажет ее Бог за то, что взволновала она мне сердце, злосчастная!"А Епифаний ответил:"Счастье, если взволновала, но не похитила: ведь всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. И если ты будто бы не вожделеешь, почему же ты с удовольствием смотришь на блудницу? Вот почему я сказал, что взволновала, но не похитила". Промолвил Иоанн:"Но разве дьявол сотворил женщину? Конечно, Бог, и Он же предписал это. Ведь если бы Он не желал, чтобы это происходило, зачем привел бы Он ее в мир? Следовательно, Бог является при чиной этого". Молвит Епифаний:"Очеловече, не говори необдуманно: я догадываюсь, что ты не ведаешь, что говоришь. Однако что ты на это скажешь: Бог дал нам нож не для того, чтобы мы резали друг друга, но дабы мы путем отсечения отрезали что‑нибудь из пред назначенного для этой цели. Бог создал веревку не для того, чтоб мы душили сами себя, но чтобы пользовались ею там, где нам необходимо. Бог создал палку не для того, чтобы мы били друг друга, а чтобы мы опирались на нее. Но давай оставим все это и вспомним об исследуемом вопросе: Бог и женщину создал, чтобы мир возрастал и чтобы всякий, кто хочет быть с женщиной, наслаждался ею в согласии с законами, установленными Богом. Таким образом, человеку следует уже в юности уяснить это, и, если он может сохранить девственную чистоту, благодарение Богу, если же не может, то следует поискать и найти женщину благочестивую и добродетельную и, с согласия её и ее родителей, взять ее в жены; а в дальнейшем ни она, ни он не имеют позволения блудить в другом месте, но должны быть, как пара голубей, непорочны и чисты. Стало быть, если они будут соблюдать это так, как сказал Господь, то узнают друг друга во время Воскресения и будут как ангелы Божьи. Вот почему и блаженный Иоанн рек:"Жена, по закону Господа, сочетается браком с мужем и соединяется с ним ради рождения детей, а не для похоти". Посему все те, которые распутничают, прелюбодействуют или предаются содомской мерзости, даже если теперь забавляются, будто слепые и бесчувственные животные, в конце времен узрят то, что им предстоит: и ужасный тот огонь, и плачь неутешный, и внешнюю тьму, и тех карающих ангелов, которые держат огненные палицы и бьют согрешивших против меня, которым предстоит быть ввергнутыми в тот огонь. Поэтому ныне, если не можешь укрепить себя в чистоте, возьми себе жену, по закону Бога, дабы и здесь прожить благочестиво, и в веке грядущем вкусить великой помощи Божией". И сказал ему в ответ Иоанн:"Блаженны уста твои и рот твой, господин мой Епифаний, ибо ты изрек такое. Но не думай, будто Бог всех так же умудрил, очистил и избрал, как тебя: ведь и я хочу быть, как ты, но не могу; хотел я поститься весь день и молиться всю ночь, да не могу; хотел подать нищим, да нет у меня злата или серебра, ни чего‑либо другого в достатке. Если бы было по–моему, я не желал оы ни гневаться на кого‑либо, ни клеветать, ни творить что‑либо вредное, но ведь, хочу я того или не хочу, я понуждаем — то природой, то демоном, а то и собственным выбором или дурной привычкой — делать противоположное". Говорит ему праведный Епифаний:"Это все отговорки, брат мой, но они нам ничуть не на пользу. Ты сказал:"Я хотел быть как ты, но не могу". Что же, в самом деле, из присущего мне ты считаешь особенным, как ты сказал? Разве ты не можешь читать Священное Писание? Или ты не можешь проводить время в храмах святых? Разве ты не способен вместе со всеми испытывать любовь? Или не можешь соблюдать пост? Но ведь Гос–ц°Дь не считает это обязательным: он не требует ничего иного, кроме как не предаваться чревоугодию и не пьянствовать. Ты же сказал. дескать,"хочу молиться, но не могу". Почему не можешь? Ты молод и, словно прекрасное дерево, расцвел в своей юности. Если такое оправдание ты представишь в Судный День, будет дано тебе одно женообразное существо — добродетельная старуха, и осудят тебя, потому что скажут тебе:"Посмотри на эту несчастную, как она всей душою тщилась угодить Богу, а ты, будучи молодым, осмеливаешься произносить такое?"И, оставляя в стороне весьма многое, я говорю тебе лишь одно: ничто нам не будет полезно в этом мире, ни извинение, ни оправдание, ибо заключена в нас свободная воля. И если вообще ты любишь меня и доверяешься мне, беги от разврата, избегай чревоугодия, пьянства и того, чтобы ежечасно выбегать на улицу и смотреть в окна, пытаясь увидеть чужую соблазнительную красоту. Итак, борись, чтобы спастись и обрести благодать и милость от Господа в Судный День: ведь никто не поможет нам — разве только Божие милосердие и наши деяния".

Пока они так говорили друг с другом, случайно оказался в том месте и блаженный Андрей, проходивший мимо. И как только заметил его Епифаний, быстро поднялся и, оставив Иоанна, подошел к блаженному. И пошли они в укромное место, где Андрей начал говорить Епифанию боговдохновенные речи, в том числе и такое:"О дражайший и возлюбленный Господом, я полагаю, что слова, которые ты рек тому юноше, сидевшему с тобой только что, были сказаны напрасно". Епифаний ответил:"Напрасно? В каком смысле?"А святой:"Вовеки не послушается он тебя, потому что очень сильно развращен. Ведь я был мысленно рядом с вами, когда вы говорили между собой. Взгляни же на то, что случится с ним в скором времени после этого часа, потому что он развратник, прелюбодей и — что отвратительнее всего — содомит. Незадолго до этого Господ! намеревался истребить его с земли из‑за того, что он оскорбляет Дух Святой, проводя свою жизнь в распутстве. Но ангел, охраняют; его душу, попросил Господа, чтобы был дан ему срок для покаяния хотя бы один год, — и внял Господь Бог ангелу, и было дано ему, как просил ангел. И повелел справедливый Судия также сурово и губительному ангелу разрушения, говоря:"Если в течение указанного срока он раскается в том, в чем согрешил, с ним все будетхорошо; если же он пребудет в том же самом состоянии, пошли е тяжелейшую болезнь, и она размягчит его плоть, разрушит костные соединения и, таким образом, отправит в ад его несчастную душу". Но он истратил это время на бесполезные дела и, не воспользовавшись ничем, навлек на себя гнев; посему горе этому развратнику и нечестивцу! Он, конечно, раскается, вспомнив слова твои, когда будет сидеть во мраке и тени смерти". Говорит ему Епифаний:"Господин мой, прикажешь ли, чтобы я возвестил ему то, что ты только что сказал мне? Быть может, войдет в его сердце страх Господний, и, покаявшись, он свернет с дурного пути своего?"Ответил ему блаженный:"Если скажешь это ему, он рассмеется, он совершенно окаменел умом и рассудком. Но даже Господь не велел говорить такое кому бы то ни было, если только Он не позволит при помощи суда совести открыть это и обратить человека. Ведь если бы это было в его интересах, он, конечно, сделал бы день кончины явным и известным для сынов человеческих. А посему торопись, возлюбленный сын мой, и борись за то, чтобы осветить свою жизнь прекрасными добродетелями, дабы, когда Бог перенесет нас отсюда, мы стали восприемниками тех благ, которые Он от сотворения мира предрек любящим Его".

По прошествии же года, отпущенного Иоанну для покаяния его и обращения, увидел Епифаний в ночном видении раба Божьего Андрея, будто тот взял его и отвел в труднодоступные места, безобразные и зловонные. Он держал лампу и ею озарял ту тьму неосвещаемую. Мне кажется, что это происходило под землей. И вот увидели они там стражников, засовы и оковы, отвратительные и мрачные. А заключены в них были мыши, кошки и лисицы, в иных же — ослы и змеи, гадюки и аспиды, вороны и вороны, дикие звери и псы, и многие другие, числом превосходящие небесные светила. Осмотрев, наконец, все это, они вошли в какую‑то клетушку, в которой не было ничего, кроме человеческих и собачьих испражнений. Молвил тогда Епифаний блаженному:"Умоляю тебя, зачем мы пришли сюда? Разве на то были направлены наши старания, чтобы, оказавшись здесь, глядеть на эти жалкие существа?" Отвечает блаженный:"Нет, дитя, но на то, чтобы ты увидел это место: ведь это то место, которое твой друг Иоанн приобрел для себя. Нечистоты, которые ты видишь, — это его деяния, труд и работа. Однако взгляни на то, что здесь написано". Тогда посмотрел Епифаний и видит: мрачная доска в воздухе, и на ней написано:"Вечное местопребывание и неизбежное наказание Иоанна, сына Келевстиона"(ведь таково было имя отца его). Епифаний промолвил:"Горе мне, грешному! Даже тем, кто враждебен мне, я не пожелал бы оказаться здесь. Но что это за нечистоты?"А блаженный ответил:"Вот, взгляни: те, чьи Деяния подобны его деяниям, будь то мужчины или женщины, готовят все это для себя, чтобы, когда они умрут, души их, скованные Цепями, насытились этими испражнениями. А после воскресения плоти они будут целиком преданы огню". Епифаний же вопросил блаженного об увиденных им мышах, псах, диких зверях, ослах, мулах и змеях, находящихся там. И говорит праведник:"Все это души преступников и грешников". Епифаний воскликнул:"Увы мне, господин мой, неужели такой вид обретают души людей?"Святой ответил:"Нет, дражайший сын мой, но Бог устроил для нас, чтобы они казались такими, показав, чему становится подобна каждая в этом мире благодаря своему образу жизни, постыднейшим делам и страстям: ведь одни души принадлежат убийцам, другие — прелюбодеям, третьи — развратникам, четвертые — содомитам, пятые — ворам, сребролюбцам, еретикам, тщеславным и обвиненным в остальных страстях и прегрешениях. Таковы души, которые уподобились неразумным животным и стали похожи на них. Вот чему Господь сделал так, чтобы они предстали в таком виде: ведь убийц он считает за скорпионов, идолопоклонников — за зверей, прелюбодеев — за потерявших рассудок, магов и колдунов считает змеями, тех, кто сходится со зверями и содомитов уподобляет мыши и изъеденному червями псу, брошенному в навоз, развратников считает свиньями, воров — волками, хитрецов — лисами, сребролюбцев — котами, гневливых — дикими зверями; лжецы для него как змея, ненасытные — как лошади, пьяницы — как бесноватые, а еретики — как навоз, распутники — как ослы, а пособников разврата, которые клятвами и обманами привлекают мужчин к женщинам для соития и делают их храмом дьявола и прибежищем мерзости, считает за приближающегося Антихриста; к хулителям от носится как к воронам, к болтливым — как к воронам, а к тем, кто бесчувственно осуждает чужие грехи, — как к взбесившимся псам пожирающим человеческую плоть, распевающих песни считает визжащими поросятами, а кифаристов — инструментами дьявола, на пляшущих женщин смотрит как на Иродиаду, на блудниц — как на коз, а на юнцов, которые погрязли в игрищах, насмешках, кривлянии, пьянстве и растлении мальчиков, — как на нечистых земных пресмыкающихся, зверей и порождения ехидны".

И когда святой в видении поведал об этом Епифанию, тот проснулся, пораженный тем, что открылось ему. А с наступлением утра дошла до него молва, дескать:"друг твой Иоанн охвачен разрушительной болезнью, и не пойдешь ли ты проведать его?"Он же, услыхав об этом и зарыдав, промолвил:"О, если бы не мое бессилие! Ведь это было в моем видении!"Поднявшись, однако, он пошел проведать больного и, как только увидел его погибающим от разрушительно болезни, вымолвил:"Что за ужасающее диво! Вот пророчество блаженного Андрея и вот в какой истине он вознесен". Иоанн, заметив его и глубоко застонав, произнес:"Помолись за меня, Божий святой, чтобы пощадил меня Бог и явил сострадание мне в на стоящем и чтобы не принял я конца земной жизни, ибо я знаю, не поднимусь с этого моего ложа". А благочестивый Епифаний ответил:"Брат, Господь сделает то, что нужно, ибо Он сам знает, что полезно; чем же я могу послужить тебе? Лучше молись Богу, и Он творит подобающее Его милости". Но день за днем угасал несчастный, и стекала плоть его на землю, как вода, и стал неразличим весь его облик, и сыпались кости его в преисподнюю. И настолько раз рушились и распались все его сочленения, что все, кто видел его были испуганы и кричали:"Господи, помилуй!"Так многострадально окончил свой жизненный путь тот несчастный и был печалы унесен в преисподнюю.

А через несколько дней боговдохновенный Андрей встречает посреди улицы Епифания и, напомнив ему о том, что узрел он в ночном видении, поверг его в ужас и трепет и сказал:"Знаешь ли, дитя, где прошлой ночью бродили мы оба в мрачных покоях преисподней? Заметил ли ты находящиеся там засовы и стражников, бывших под землею? Узнал ли ты хмурое и мрачное обиталище своего друга? Прочел ли ты ту зловещую таблицу — что на ней написано? Осознал ли ты, что души грешников от века пребывают словно во мраке и в тени смерти? Да избавит нас Господь Бог от того, что там!"Дивный же Епифаний, пока слушал праведника, почувствовал головокружение и трепет и промолвил:"Я видел это, почтенный отец, и, увидав, был охвачен страхом; поэтому помолись за сына своего, дабы не был я приговорен к тому, что там: потому что страх обуял меня, и тьма накрыла меня, и я боюсь, как бы повелитель тьмы не увлек меня, охваченного греховными соблазнами". Блаженный ответил:"Меня радует, дитя, что ты устрашился. Потому я каждый раз и побуждаю тебя бороться, дабы стать наследником Царствия Небесного; потому я и прошу, и молю тебя, благословенное дитя, всегда направлять свой бег к благочестивой борьбе, чтобы душа моя, видя тебя преуспевающим в благих делах, возрадовалась вместе с духом". И пока он это говорил, какие‑то люди стали приближаться к тому месту, и праведник, оберегая свою добродетель, поцеловал Епифания и удалился прежде, чем они подошли.