The Life of Andrew the Fool-for-God

Епифаний говорит:"Скажи мне, прошу, какое верное объяснение имеет следующее:"Я был рожден как скот перед Тобой, но Я всегда с Тобой!"?"Блаженный ответил:"От лица Христа говорит это пророк, потому что человеком стало бывшее с Отцом невидимое Слово и Бог — человек же называется разумным Божьим животным. И вот, поскольку Сын Божий стал Человеком, Он говорит Отцу:"Хотя Я и родился человеком от Тебя в эти последние дни, но благодаря Своей божественности Я всегда с Тобой"".

Епифаний спросил:"Что за объяснение имеет реченное Господом:"Не говорите пустого в молитвах""Блаженный говорит:"Пустословие — это когда ты, став для молитвы, не говоришь:"Господи, я согрешил, прости меня и помилуй меня"и тому подобное, но вместо этого говоришь Богу:"Господи, позаботься о моей еде, питье и достатке, дабы радовался я в этом мире, телесно наслаждаясь плотскими радостями" — это и есть пустословие и тому подобное. Бог же не любит, чтобы мы так молились, но чтобы искали прежде"Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"".

Епифаний говорит:"Что особенного имеют в своей природе демоны по сравнению с ангелами Божьими?"Святой ответил:"Какова сущность ангелов Божьих, такова и демонов: но лишь одно отделяет их друг от друга — что ангелы Божий непорочны и чисты, едва ли даже не безгрешны, а демоны бесполезны, черны, мрачны, грешны и прокляты. Ангелы сияют, а демоны источают мрак. Те — свет, эти — тьма. Чем отличается грешник от праведника, тем и демон от ангела".

Епифаний спросил:"Души праведников, где они сейчас?"Ответил святой:"Души праведников находятся в раю и созерцают те блага, которые им предстоит унаследовать после вызывающего трепет воскресения тел. Если же не восстанут драгоценные их тела, души сами по себе не смогут наслаждаться тем, что уготовано там для них".

Епифаний промолвил:"Какое объяснение имеет следующее:"Господь сотворил Меня началом путей Своих для деяний Своих"? Ведь из‑за этого изречения погиб Арий, ибо полагал, что Сын Божий есть творение". Святой ответил:"Человечность Сына Божьего говорит об этом через Соломонову мудрость. Предвечного Отца и Бога называет Он Господом, и"начало путей"говорит о Самом Себе, и это несомненно. Ибо Господь, говорит Он, сделал Меня Человеком в конце времен, назначил началом новых путей новой благодати и законодателем. А ведь сам Христос является началом спасения, началом милосердия, началом любви, началом знамений новой благодати, началом наставлений, законов, кротости, смирения и мира. Сам Господь, будучи и Богом и Человеком, является началом воздерженности, всякой добродетели и благочестия; а всякая добродетель, которая ведет в рай, называется"путем"в Божественном Писании. Таким образом, Христос в своей человечности является началом всякого духовного пути, и повсюду Он называется также главой Церкви, поскольку первым указал все пути, ведущие в рай, как приносящий радость и наилучший законодатель. Вот что значит"Господь сотворил Меня началом путей Своих". Внемли же тому, что означает"до века Он положил Меня в основание". Здесь Он намекнул, что подразумевает свое вневременное порождение и что оно было сотворено прежде всех веков. Основанием Он считает Слово Отца: сначала был рожден от Отца единородный Сын Его и Слово Божие и был положен как основание, а вслед за основанием был сотворен век. Совершенно ясно, таким образом, что Слово Божие соединяет века: ведь если бы Оно не было поставлено основанием, все творения нигде не имели бы связи. Говорит же апостол Павел, что в Нем и для Него было создано все, и через Него:"в Нем"говорит о Нем как об основании,"через Него"означает, что, будучи Словом Отца, от самого Отца происходил Он неизменно и завершал дело Творения, так что был и основанием и творящим в Себе все, потому что Он есть соединение видимого и невидимого. Вот почему Он говорит"До века Он положил Меня в основание". И апостол говорит:"Но каждый смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос"". Епифаний говорит:"Как Арий и это исказил?"Святой ответил:"Это несчастный, услыхав:"Господь сотворил Меня", не понял, что о; говорит о человечности Сына Божьего, возомнил, будто о божественности Его сие было сказано. И я думаю, охваченный демоническим безумием, он впал в помешательство, ибо не понимал, что Христос одновременно является Богом и человеком, но заявив, что Он однороден, и выдумав ужасное, он свел к творению и созиданию божественность".

Епифаний спросил:"О чем говорит:"Боже, именем Твоим спаси; меня и силою Твоею суди меня?"". Блаженный ответил:"Речение это — общее для всего человечества, но скорее, это обращение Церкви к Богу. Ведь она кричит Всевышнему такими словами:"Боже, я имею тяжбу с дьяволом и идолами его, ибо он терзает меня, тиранит своим лукавством. Но приди воплотившись, назовись Иисусом Христом, и я поверю имени Твоему! Именем Твоим спаси меня; исполни весь свой план, прими смерть за меня, восстань, будь вознесен, воссядь одесную Отца; пошли мне Утешителя через апостоле! своих и, завершив суд мой, низвергни идолов; разрушь алтари, прекрати постыдные жертвоприношения, верни мне небесные обычаи силою Твоею суди меня. Присуди мне блага и чтобы по решению Твоему познавала я Тебя и соблюдала заповеди Твои, и охраняла живительные предписания Твои". Итак, имя — Иисус Христос, сила — Дух Святой, и Церковь просит у Отца, говоря:"Боже, Христом Иисусом спаси меня и через Святой Дух свой одари меня проницательностью". Ведь проницательность указывает человеку всякий благой путь и не позволяет, чтобы он поскользнулся на дурном пути. Поэтому и стоит она во главе всех добродетелей: от нее ведь рождается любовь, а из любви — милосердие, так что проницательность рождает всякое благодеяние, изливая как свой первый плод доброе дело, затем невинность, мир и кротость. Ведь проницательность — это разум Святого Духа, и когда он помещен в человеческий ум, дабы остаться в нем, он создает более приятное расположение ума с помощью духовных ощущений. Что еще? Проницательность взвешивает любую мысль и берет из нее, что есть здравого, и отдает разуму для сохранения и выполнения, а что есть испорченного, изгоняет из ума и, наподобие пращи, далеко отбрасывает".

Епифаний спросил:"Почему святой Павел говорит, что"всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела"". Святой ответил:"Всякий грех есть грех души, а блуд — грех тела, ибо женщина была создана из ребра Адамова, так что двое есть одно тело. Ведь всякий грех есть вне тела, то есть, не в теле творится или совершается, но в душе, в уме и в духе, как я уже сказал. И ведь не от тела получает наслаждение лжец или клятвопреступник, или клеветник, или творящий какое‑либо другое беззаконие, но только распутник совершает грех в собственном теле. Как свинья, когда она вываляется в грязи, оскверняет не то, что у нее внутри, но делает отвратительной и вонючей всю свою шкуру, так и развратник, предаваясь сладострастию и распутству и делая отвратительными тело свое и душу, ходит, являя собой посмешище для невидимых врагов и демонов. Итак, против собственного тела грешит он, оскверняя его — и не только его, на самом деле, но и тело женщины, которое обнимает, ибо муж, имеющий жену, и жена, имеющая законного мужа, не владеют собственными телами, потому что мужу принадлежит тело его жены и жене принадлежит тело ее мужа, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, если жена распутствует, против тела мужа своего грешит, если же муж согрешит, то согрешит против собственного тела жены. Таким образом, против собственных тел грешат, когда не своих любят, а чужих, поскольку собственное ложе оскверняют. И поэтому всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела; а когда не имеющий жены распутничает, словно свинья, валяющаяся в грязи, тело его становится отвратительным и вонючим, а душа — черной, как душа Демона. Любой грех страшно омрачает душу, блуд же делает тело зловонным и позорным".

Епифаний говорит:"Кого Евангелие называет мамоной?"А тот отвечает:"Мамона есть мытарь, грабитель, корыстолюбец, беззаконно пожирающий дома вдов и сирот, притесняющий и угнетающий их. И мамоной называется демон корыстолюбия, в ведении которого находится эта страсть".

Епифаний спрашивает:"Что означает сказанное:"Сыновья Твои, как масличные деревца вкруг стола Твоего"?"Блаженный ответил:"Взгляни, о возлюбленный друг мой, на святые алтари во время приводящей в трепет литургии, и ты увидишь вокруг стола сыновей Божьих, стоящих со светильниками, словно масличные деревца в винограднике: я говорю о новообращенных, которые в час священнодейства, будто прекрасные деревца, пересажены из тьмы на свет. Ведь пророк сказал об этом, подразумевая именно их".

Епифаний спросил:"А какое толкование имеет сказанное Исайей:"Мертвые не увидят жизни, ни врачи больше не встанут"?"Ведь приверженцы еретиков горячо убеждают нас, говоря, что не будет воскресения мертвых". Блаженный отвечает:"Зевс, Аполлон, Гермес и Кронос, Гера и Артемида, и весь список идолов — все они мертвы и слепы. Ведь пророк называет их мертвыми, потому что это камни, золото и серебро, они не жили и не будут жить вовсе, ибо не наделены душой и мертвы. Поэтому и эллины приблизились к ним, заблуждаясь во мнении, будто они были врачевателями, и принося им жертвы. И вот, глядя на это, — я подразумеваю отсутствие души и чувств у идолов, к которым, как к докторам, подходили заблуждающиеся народы, — пророк метафорически сказал о них так:"Мертвые не увидят жизни", то есть боги эллинов, каменные и деревянные, серебряные и золотые, глиняные и медные, будучи мертво, материей,"ни врачи — те же самые статуи, уничтоженные Христом, — больше не встанут"".

Епифаний сказал:"Что означает:"Камень, который отвергли строители, сделался главою угла"?"Святой ответил:"Камень этот есть Христос, отвергнут же был книжниками и старейшинами народа иудейского и стал главою Церкви народов, которая названа углом. Углом же называется, потому что не весь мир поверил во Христа, но только упорный эллинский народ, уподобленный углу, то есть мы христиане".

Епифаний спросил:"Что означает:"Там возращу рог Давиду, поставлю светильник Помазаннику Моему"?"Блаженный отвечает:"Бог возрастил рог Давиду — это совершенно ясно — от Святой Богородицы, а в качестве светильника приготовил Отец милосердия Сыну Христу блаженного Иоанна Предтечу".

Епифаний сказал:"Какое решение имеет следующее:"Свидетельство Господа верно, умудряет младенцев"?"Святой ответил:"Дух Святой является свидетельствующим о Господе Иисусе Христе; ведь сам Господь говорит ученикам своим:"Когда придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который мир не может принять, ибо не видит Его, Он будет свидетельствовать обо Мне''. Ясно, что свидетельство Господа есть Дух Святой. Так же следует понимать таинство у Иордана, ибо там Утешитель свидетельствовал о Сыне, так же как и на Фаворе. Итак, поскольку свидетельство Господа Святым Духом называется, под младенцами следует понимать апостолов, которые до принятия Духа Святого были младенцами умом из‑за того, что были несовершенны. Когда же апостолы сидели в горнице, пришел Утешитель после спасительного вознесения и сделал их, прежде неграмотных и бывших рыбаками, мудрее риторов и всех тех, разумом которых восхищались, ничего от них не взяв в качестве платы, кроме искренней веры и любви. Однако слово это может переноситься и на тех младенцев, которые, встречая Господа с пальмовыми ветвями, восхваляли и прославляли Его, в то время как мудрецы и книжники не догадались сделать эту самую малость, известную младенцам от Святого Духа".

Пока блаженный Андрей беседовал об этом с Епифанием, наступил глубокий вечер, и они расстались. И Епифаний отправился в дом свой, трепеща и дивясь мудрости и знанию, исходившему из уст блаженного, и говорил:"Воистину, никто не может говорить об этом с такой определенностью, если Бог не пребудет с ним", а блаженный Андрей, в свой черед, по обычаю предался своей ночной борьбе, исполняя привычную службу.