The Life of Andrew the Fool-for-God

В то время как дивный Андрей был замечен в таких чудесных вещах, Епифанию выпала на долю тяжелая война с блудом: ведь проклятый сатана, завидуя ему, послал на него дракона–сотника, чтобы печалью истребить и уничтожить с земли память о нем. И вот Епифаяий, сильно терзаясь, загрустил, горько опечалился и, не зная, что ему делать с той бедой, которая с ним приключилась и сильно беспокоила, отправился искать блаженного Андрея. Он изложил ему все, попросил освободить от дьявольского недуга и ни в коем случае не оставлять без внимания, дабы и впредь ему не подвергнуться испытанию: ведь, по его словам, он ужасно страдал от этого дьявольского нападения. А блаженный, будучи, в сущности, истинно нежным и в высшей степени сочувствующим, пожалел его, словно бы родного сына, и промолвил ему:"Сладчайший сын мой, нас обуяла гордыня, и поэтому дракон получил свободу в отношении нас, для того чтобы мы постигли свою ничтожность и поняли, что наша сила — ничто по сравнению с сатаной и его лукавством, но что все — от грозного Бога: будь то победа, или мужество, или молитва, или пост, или что другое, что найдется в нас, все это Божьи дары, даже воля наша. Ведь и Он сам сказал:"Без Меня ничего не можете сделать"и"Вся человеческая праведность пред ликом Господа — как тряпье женщины во время очищений". Ныне же, дитя мое, я повелеваю тебе, и послушание твое сделает свое дело: итак, завтра утром или вечером пойди в храм великомученика Акакия в Гептаскалоне, туда и я мысленно приду к тебе, и, таким образом, мы оба будем молить его с горькими слезами, чтобы он поговорил об этом с человеколюбивым и добрым Владыкой. И знаю, что это удастся ему, ибо великую откровенность имеет великомученик пред Господом из‑за истинного своего мученичества и из‑за драгоценной крови, которую пролил он добровольно за любовь свою, и что сбудется наше желание, и обретем покой. Когда же ты предстанешь перед ним, не впадай в пустословие, но сокрушенным духом и смиренным сердцем, со слезами, глубокими вздохами и горестными словами моли его о милости, и я знаю, что ты тотчас узришь славу Божью. Да, дитя мое, ты сделаешь так, и будет исход тебе, как я сказал". Когда Епифаний услышал это, то пал к его драгоценным ногам и, облобызав его святым лобзанием, удалился.

А с наступлением утра отправился Епифаний в храм почтенного Иоанна Крестителя и там присутствовал на литургии. А к вечеру он пошел в храм святого Акакия. Был седьмой час, и ворота храма были заперты. Он же, сидя в портике, молил святого сделать так, чтоб не ушел он отсюда пустым. И когда прозвучал сигнал к вечернему гимну и храм открылся, он первым вошел, стеная, сокрушаясь и смешивая мольбу со слезами. Когда же он приблизился к гробнице мученика, в душе своей изрек ему следующее:"Безгрешный светоч, возлюбленный Господом, предивный и благоуханный, святой мученик Господень, помилуй меня, слабого и несчастного, страждущего из‑за множества заблуждений, тяжких и злых деяний, из‑за действий сатаны–дьявола! Уврачуй мои болезни, очисти мои раны, излечи мои язвы и рубцы от моих страданий. Смотри, вот пес, взгляни на змея, воззрись на волка, на медведя, на льва, рыкающего на меня, дабы совершенно уничтожить меня, и с помощью физической силу обращающего к противоестественному. Не медли, милостивый, не пренебрегай, о медоточивый, моими полными стыда слезами, но отгони его от меня грозной пращой своего заступничества: ведь ты, как чудный воин Иисуса, можешь давать просящим то, чего они жаждут". Изложив все это со слезами мученику за истину, Епифаний тут же увидел словно бы образ молнии, которая вышла из гробницы святого и окружила его. И был он приятным и очень горячим, ибо горячим было благорасположение мученика, сошедшее на него. И снова видит он: вот из гробницы повеяло благовонием, словно от лилий и роз и как от драгоценного мирра, и голос прозвучал ему, говорящий:"Внял я твоей мольбе, ибо и до тебя тот, кто разыгрывает юродивого ради Господа, просил за тебя: итак, ступай, а я помолюсь об этом Творцу и Богу; я прикоснусь к драгоценным стопам Его. Знаю, что не пренебрежет Он моей мольбой". И тотчас голос прекратился. Епифаний же, удивившись силе святого, стал молить его поторопиться со своей молитвой:"Ибо я хочу, — говорит, — о любимый великомученик Христов, чтобы ты совершил все это для раба своего до полуночи и чтобы я узрел хотя бы в видении сладчайший лик твой, несущий мне отраду и помощь". Сказав это и облобызав гробницу святого мученика, он удалился.

Войдя же в свою комнату, он пробыл там до девятого часа ночи и, уснув ненадолго, вдруг увидел, будто какая‑то толпа стоит в его комнате, причем одни были одеты в белое, другие в красное. Среди ни был и мученик Акакий, сверкающий, будто жемчужина, и имеющий цветущий вид юноши среднего роста, чей драгоценный подбородок лишь недавно увенчала борода; и он обратился к Епифанию:"Я услышал твой голос и сказал Владыке о том, что ты просил меня, и Он ответил мне, чтобы я сделал с тобой, что пожелаю. Через меня Господь предоставляет тебе помощь, и притесняющий тебе дракон убежит в страхе". А тот ответил:"Да, господин мой". И тотчас видит он золотой сосуд, принесенный ему, имеющий изображения Владыки и Божьей Матери, а также херувимов и серафимов обеих сторон."И увидел я в сосуде нечто ярко–красное и весьма благоуханное". И как бы смешав это со святой водой и разведя, он дал выпить Епифанию, сказав:"Мир тебе". И удалился со всей своей свитой. Пораженный, Епифаний проснулся наконец, обдумал; увиденное и обнаружил, что уста его словно сладкий мед. Он протянул руки к небесной вышине, возблагодарив милосердного Бога и святого мученика.

Избавившись, таким образом, от того тягостного испытания, на следующее утро он встал, взял с собой одного из отцовских слуг, а та же четыре просфоры и свечи и отправился в священный дом мученика. И как только он вошел внутрь со словами благодарности, с исповедью, изливая поток слез, снова увидел воочию Христова мученика, одетого в красный плащ, который шел ему навстречу, с великой радостью принимая принесенное им и обращаясь к нему:"Я снова пожелал увидеть тебя здесь, о Епифаний, потому что слишком приятен для нас, друзей Христа, путь богобоязненных: ведь мы не столько радуемся приношению борющихся, сколько чистой душе и вашему сердечному расположению. Вот почему я хочу, чтобы ты, памятуя о моей дружбе, часто приходил сюда, ибо я стану тебе помощником и буду духовно сопровождать тебя во все дни твоей жизни, и ты будешь моим, потому что я полюбил тебя и решил, что ты будешь мне возлюбленным другом. Посему и имя твое я собственноручно написал здесь, с левой стороны под амвоном, ибо Господь поручил тебя мне, дабы я о тебе заботился. Итак, приходи сюда почаще, чтобы видеть мою ответную любовь к тебе". Когда Епифаний услышал это, он остановился безмолвно, глядя ясными очами на мученика. А один из церковных служителей заметил, как он пристально смотрит куда‑то перед амвоном, и, решив, что видит помешанного, печально сказал:"Смотри‑ка, такой красивый юноша, а сумасшедший!"И вот когда мученик исчез, он обошел вокруг храма, молясь и прося Бога о его доброте.

А после того как Епифаний прослушал литургию и с великой радостью вкусил Божьих даров, он удалился, дивясь скорому участию и помощи мученика. Таким вот образом освобожденный от тяжелого испытания благодаря заступничеству прекрасного посредника — блаженного Андрея (потому что именно он посодействовал его сближению с мучеником), Епифаний сперва поблагодарил Бога, затем святого мученика Акакия и, наконец, Андрея, слугу Спасителя. С тех пор Епифаний часто бывал в священном храме мученика, с любовью и большим желанием, подолгу наслаждаясь драгоценным его покровительством.

Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах[24], отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его Рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи[25] увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит:"Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Он же ответил:"Да, отец мой духовный". И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.

В другой раз, когда блаженный забавлялся на ипподроме, как ему было свойственно, и выделывал нечто непотребное, глядевшие на него люди — одни расстраивались, другие, испытывая отвращение, проклинали и поносили его, потому что он вел себя как злой демон. А один из вельмож, проезжая мимо, увидел его и с отвращением плюнул; слуга же Христов, долго всматриваясь в него и прозрев все, что происходило с ним, говорит:"Хитрый и блудливый хулитель Церкви, посмотри, ведь не ради Церкви, а ради сатаны ты просыпаешься и встаешь в полночь. Но гляди: пришел час твоей расплаты, дабы получил ты в соответствии с тем, что сделал, хотя и думаешь укрыться от грозного ока Испытующего". Услышав сказанное, тот пришпорил коня и уехал: а был это морской хартуларий родом из Амастры. А через несколько дней он заболел ужаснейшей болезнью и стал понемногу угасать. Его носили от одной церкви к другой и от одного врача к другому, но не было искомого средства. А когда наступила ночь, святой увидел вблизи своего дома ангела Господня, явившегося по воздуху с запада, и был он огненный, с дикими глазами, и выражение лица его — как пламя, пылающее в лесу; он скрежетал зубами, желая уничтожить его, и с огненной палицей в руке подошел к дому того несчастного, беснуясь и угрожая искоренить его до основания. Когда, наконец, он оказался у больного, то услышал голос, рекший будто бы с вышины:"Бейте насмешника, содомита, прелюбодея, развратника, нечестивца и злодея, и пока бьете, так ему говорите:"Будешь блудить?"". И вот он начал бить его и приговаривать:"Будешь блудить? Будешь прелюбодействовать? Будешь вставать чуть свет ради дьявола?"И голос тот был слышен, и звук палицы непрерывно доносился, а бьющего не было видно. Под таким давлением несчастный волей–неволей согласился и вымолвил:"Не буду блудить вовеки, только помилуй меня!"Так, истязаемый три дня и три ночи, он повторял:"Не буду блудить", и так он обрек свою несчастную душу на вечное наказание.

Я записал это, друзья, со слов блаженного Андрея, для пользы наших душ, чтобы мы поразмыслили, как живем в этом мире: ведь ничто не скрыто от Бога и святых Его. А когда я спросил праведника, каким образом тот человек совершал свой грех, он ответил, что было у него два евнуха, которыми он пользовался для распутства. А они, бегая туда–сюда, поставляли ему без разбора девиц, блудниц, замужних, монахинь, женщин развратных и беспутных. И так, поглощенный этим, он вставал до того, как прокричит петух, и шел туда, где встречался с пособниками его гибели. Часто его жена спрашивала, куда он уходит в такой час, а он отвечал:"В церковь". А на самом деле он занимался сначала дьявольским делом, а потом приходил в церковь[26], пятная ее и испуская зловоние. Многие же, видя, как он рано встает, говорили:"Вот святой человек". А он был скрытый дьявол, Бог же гнушается теми, кто совершает подобное. Это, друзья, как уже было сказано, я решил передать и вам, как своим возлюбленным, после того как светоч поведал мне.

ОТКРОВЕНИЕ АНДРЕЯ О КОНЦЕ МИРА

Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хотя бы одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сели одни, Епифаний стал просить блаженного:"Ответь мне, прошу, как и когда произойдет кончина этого мира, а также что есть начало мук и как люди узнают, что оно уже близко, при дверях? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим, и во что превратятся находящиеся в нем святые храмы, кресты, драгоценные иконы, книги и мощи святых? Открой мне, прошу: ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий:"Вам дано знать тайны Царствия Небесного", и насколько больше, чем тайны этого мира!"

А блаженный ответил:"Знай же о нашем городе: вплоть до кончины ни один народ не пленит и не возьмет его, ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из ее рук. Ведь многие народы будут нападать на его стены и сломают свои рога, отступая с позором, но унося из него дары и большое богатство.

Выслушай и о начале мук, и о кончине мира, и об остальном. Поднимет Господь Бог во дни последние царство из бедности, и будет он (=царь) шествовать в великой праведности, и прекратит всякую войну, и сделает бедных богатыми, и будет все, как во времена Ноя (уподобляй, конечно, одних людей другим, имея в виду не испорченность живших тогда, а их избавление от бед): ведь будут люди во все их дни очень богаты, будут в непрекращающемся мире есть и пить, жениться и выходить замуж, и, не боясь войны, в беззаботности будут предаваться земным делам. И когда не будет больше войны, перекуют они клинки свои в серпы, а копья и дротики — в орудия, которыми будут обрабатывать землю. А после этого он обратит лик свой на восток и усмирит сынов Агари[27], ибо разгневается на них Господь из‑за злословия их. Посему он подвигнет и поднимет царя римского против них, и он полностью уничтожит их и испепелит в огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню. И будет восстановлена вся Иллирия в Римской империи. И Египет принесет дань свою. И наложит он десницу свою на море и укротит светловолосые народы, и смирит врагов под рукою своею, и будет держать свой скипетр тридцать два года. А на двенадцатый год своего царствования не будет собирать подати и дары, но восстановит святые храмы и воссоздаст разрушенные алтари. И не будет больше суда, ни притесняющих, ни притесняемых, потому что он с помощью страха заставит сынов человеческих быть благоразумными, а преступников из знати смирит и предаст смерти. Ведь в те времена все золото, где бы оно ни было укрыто, по указанию Божьему будет обнаружено пред властью его, и веялкой он развеет его среди людей своих, и станут богатыми великие его, и будут, как цари, а бедные станут, как правители. И будет у него великое рвение, будет преследовать иудеев, и в городе этом не найдется ни одного исмаилита. И он крепко свяжет этот город, и не будет ни одного играющего на лире или кифаре или совершающего постыдное дело, ибо всех таких людей он возненавидит и сметет из града Господня. И будет тогда великая радость и ликование блага придут из земли, а из моря — богатства. И будет так, как при Ное, когда веселились в мире, пока не пришел потоп.

А по прошествии этого царства наступит начало мук. Тогда поднимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной года, и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира, да и не будет. Ибо, воссев, он объявит! чтобы отец сходился с дочерью, и сын с матерью, и брат с сестрой; если же нет, то сопротивляющийся будет приведен к смерти и приравнен к Иоанну Предтече в Судный День. Тогда он соединит монахинь с монахами, а также со жрецами, и станет беззаконие совокупления хуже убийства, а сам он растлит мать и дочь, и в это время, пользуясь вседозволенностью из‑за проклятой безнаказанности, глупцы станут бесстыдно ржать на собственных сестер.

Горе же земле от угрозы Вседержителя и от безграничного гнева и ярости его, уже надвигающейся на весь обитаемый мир! Но скипетр этот будет сломан и брошен в неугасимое пламя. А после тех дней блаженны живущие в Риме или в ризе, или в Арменопетре, или в Стробиле, или в Кариуполе, ибо в этих городах и местах они обретут покой. Ведь во всех остальных местах войны будут и смуты, и большое смятение, по слову сказавшего, что"вам предстоит услышать войны и молву о войнах"и так далее.