Palestinian Patericon

104. Насыщение очей вносит множество нечистот в душу, которые потом долго и с великим трудом должно будет извергать из нее.

105. Поучайся в Божественных Писаниях, ибо как вино утишает скорбь и прелагает печаль сердца на радость, так слово Божие — сие духовное вино — преисполняет душу радостию и веселием, когда оно усердно и внятно приемлется.

106. Помни всегда о Господе, по примеру пророка Давида, который говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). Ежечасно славословь Господа, говоря: вознесу Тя.Боже мой (Пс. 144, 1), но не словами только, а добрыми делами.

107. Если желаем избегнуть вечных мук, приидите, внидем пред лице Господа в исповедании, с ревностию о добром житии, умилостивим Владыку трудами доброделания, покаянием очистив себя от нечистых помыслов, пока имеем время.

Воздержник тот, кто, ходя среди всех соблазнов, удаляется от всякого зла.

108. Воздержник тот, кто, ходя среди всех соблазнов, удаляется от всякого зла.

109. Блажен, кто стяжал молчание, у кого тело освящено, уста очищены и ум просвещен.

110. Все, оставившие житейское, оставили его или Царствия ради Небесного, или ради множества грехов, или по любви к Богу.

111. Не должно удаляться монашества под предлогом множества грехов, ибо, где опаснее болезнь, там нужно сильнейшее лекарство. Не здоровые требуют врача, а болящие.

112. Истинно возлюбивший Бога, возжелавший Царствия Божия и восприявший страх будущих мук не будет пещись ни о чем житейском, ни об имуществе, ни о почестях, ни о столе.

113. Представь Богу ум нагим, и привлечешь невидимую Божественную помощь.

114. Кто оставил мир, тот избавился печалей его, а кто пристрастен к видимому, тот подавляется скорбями.

115. Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот; он есть: утеснение чрева, всенощное стояние, скудость хлеба и воды, воздержание от вина, отсечение своей воли, терпение поношений и обид. Блаженны идущие путем сим!

116. Кто имеет молитву, пост, милостыню и любовь ко всем, тот богат пред Богом и есть делатель истинного благочестия.

117. Потечем к покаянию, потечем, пока есть время. Время нам дано на покаяние, да плачем и воздыхаем о грехах своих.

118. Ложись и вставай с памятью об огне вечном, и уныние никогда не овладеет тобою во время псалмопения.

119. Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного подобен тому, кто маслом хочет погасить огнь.

120. Не молись мудреными словами, но от всей души и со смиренным сердцем говори: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмъ! (ср.: Пс. 50, 3; 6, 3).

121. Предстоя Богу в молитве, будь, как столп, непоколебим против всех прилогов о заботах житейских. Если желаешь представить Богу чистое сердце в молитве, блюди безгневие, воздержание и чистоту тела, ибо без сего не созиждешь чистого сердца. Желающий представить Богу ум чистым и не удаляющийся от забот житейских подобен тому, кто, связав себе крепко ноги, покушается идти проворно. В молитве не многословь, ибо мытарь одним словом умилостивил Бога. Не мудрствуй в молитве, ибо Отец охотно слушает и немотствования детей Своих. Ревнуй о всякой добродетели, а паче о молитве. Предстоя же Богу на молитве, отсекай чуждые помыслы. Блажен, кто предстоит Господу в молитве, как раб господину!

122. Каждый из нас под епитимиями: простим, да простится и нам; оставим, да вставится и нам.

123. Первая мудрость есть правая жизнь, а вторая мудрость — подвиг об очищении сердца от страстей и помыслов.