Житие святителя Тихона Задонского

Явление св. мощей святителя Тихона и чудотворения, от них совершаемые, поучительны также для последователей Римской церкви, протестантских и разных других исповеданий. Если есть между ними ищущие истинной Церкви, то прославление святителя Тихона служит для них вразумлением Божиим, что наша Церковь есть подлинно Христова Церковь, к которой и должны стремиться все, желающие исповедовать правую веру и получить спасение. Всяко древо от плода своего познается,— говорит Спаситель,— древо доброе плоды добры творит (Лк. 6:44; Мф. 7:17). Поэтому, если наша Церковь принесла святой и угодный Богу плод в лице новоявленного праведника, то, явно, что сама она свята и богоугодна. Не видно ли из сего, что она находится во Христе и Бог в ней пребывает: Аз есмь лоза, вы же рождие,— говорит Спаситель.— Иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног, и без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5 ). Если святой плод, принесенный нашей Церковью, исполнен благодати Христовой и удостоился быть принятым в Царство Небесное, то это показывает, что в нашей Церкви пребывает благодать Божия и хранится истинная вера, без которых невозможно угодить Богу и войти в Царство Небесное (Евр. 11:6; Еф. 2:8).

Напрасно стали бы возражать нам иноверцы, что открытие св. мощей святителя Тихона и причисление его к лику угодников Божиих есть действие самодержавной воли, согласной с представлением Святейшего Синода, лишенное внутреннего содержания; напрасно вздумали бы неверующие отрицать действительность чудес и исцелений. Мы видели уже, что со времени кончины святителя добродетельная жизнь его и подвиги не переставали жить в благоговейной памяти народа. Многочисленные сонмы верующих всех сословий не переставали всегда посещать место его погребения. В числе их были, конечно, люди, сильные простосердечной верой; но были и такие, которые по своему гражданскому образованию нелегко поддаются первому впечатлению, и прежде уверования подвергают предметы строгому анализу ума испытующего. И те, и другие были свидетелями благодатных чудес, истекающих от многоцелебных мощей святителя; и те и другие уносили с собой твердую веру в его святость. Торжественное открытие мощей его, составляя славу Церкви Православной, само по себе есть только подтверждение всеобщей народной веры; только заявление, так сказать, факта всеми сознаваемого и не подвергавшегося сомнению со времени успения святителя.

Нам случалось слышать еще, что многие простецы несовместимым считают спасение души с образованием ума. Говорят: «Святые мощи являлись в Российской церкви, пока не было введено Петром Великим новое образование и люди жили по старине, в простоте ума, и веровали в незлобии сердца». К таким неправым заключениям, бросающим мрачную тень на характер новейшего духовного просвещения в России, пришли некоторые, так себя называющие «темные люди», оттого, что до начала нынешнего столетия не было прославленных угодников Божиих из эпохи образования, начатой императором Петром Великим. Конечно, в этом взгляде забыто древнее убеждение Русского народа, что семена нетления не тотчас после смерти праведника прозябают, износят цвет и плоды, что прославление их есть дело благоизволения Божия, а не человеческой, хотя бы и истинной святости. Теперь эта странная мысль о несовместности умственно-религиозного образования с вечным спасением души падает сама собой. После святителя Иннокентия Иркутского, получившего образование в Московской Духовной Академии, открытие святых и многоцелебных мощей святителя Тихона является новым опровержением слишком просто возникшей мысли. Новоявленный угодник Божий и чудотворец получил образование в Новгородской, по распоряжению Петра Великого открытой семинарии, и сам был в ней наставником и воспитателем юношества. Образование же свт. Тихона, даже во внешних науках, известно уже нам из его жизни и не подвергается никакому сомнению для всякого, кто читал и изучал его творения. Как прекрасно оно послужило во спасение ему и служит доселе в назидание другим в творении его, под названием: «Сокровище духовное, от мира собираемое»! Пора же всем нам думать наконец так: что не образование вредит спасению души, а его (так называемое ) направление или дух, который, благодарение Богу, остается в духовном мире неизменно и неуклонно православным.

Прославление святителя Тихона дает великий урок и всем вообще чадам Православной церкви. Ныне, кажется, более, чем когда-нибудь, возобладал людьми дух мира, корысти и плотоугодия. Почти все толкуют теперь и заботятся о том преимущественно, что доставляет пользу и удовольствие в настоящей земной жизни: хлопочут о стяжании богатства, о житейских удобствах, удовольствии чувств, приятном препровождении времени; а о том, что всего важнее и необходимее для нас, о спасении души и стяжании благ небесных многие и не думают. Пробуждая нас из сего пагубного усыпления, Господь прославил своего Праведника для того, чтобы он, напомнив нам о Боге и загробном воздаянии, вразумил нас менее привязываться к земному и более стремиться к небесному, усерднее пещись о спасении душ наших. «Есть Бог,— как бы так говорит нам праведник собой,— есть Бог и другая жизнь по смерти, в которой Он воздаст каждому по делам его. Это вы видите в милости Божией, явленной на мне. Поэтому не привязывайтесь к земному, не заботьтесь излишне о стяжании тленных сокровищ мира. Они могут вам доставить удовольствие и некоторую пользу на несколько лет земной жизни, но вы не унесете их с собой во гроб, не купите ими вечного блаженства и некогда будете горько сожалеть, что, гоняясь только за ними, пропустили время спасти ваши души. Последуйте лучше моему примеру: не любите мира, ни яже в мире, но возлюбите Господа всем сердцем вашим; не поблажайте греховным страстям вашим, но умерщвляйте их; старайтесь украсить себя христианскими добродетелями, стремитесь духом в горняя, идеже Христос, и усердно молите Господа о спасении душ ваших. Тогда вы, подобно мне, благоугодите Ему и так же получите от него награду в царстве небесном, как и я, человек,во всем подобострастный вам».

Возблагодарим же благоговейно неизреченное милосердие Господа, давшего нам в прославлении праведного Тихона, новое знамение Своего благоволения. В его лице Господь указал нам нового молитвенника и предстателя за нас грешных у небесного престола. Любовь святителя Тихона ко всем скорбным и несчастным, еще на земле побуждавшая его быть для них утешителем, тем сильнее теперь на небе, в сонме небожителей, в царстве Вечной Любви, будет ходатайствовать за нас пред Богом, Который есть любы, об облегчении наших скорбей и немощей душевных и телесных.

Прийдите убо вернии, ублажим святителя Христова Тихона, пастыря предоброго, учителя златословесного, скорбных утешителя, недугующих безмездного врача, нового данного России чудотворца.... Ты же, о преблаженне отче Тихоне, предстоя ныне Престолу Господа и веселяся с небесными лики в вечном Царствии, не забуди нас земных и скорбных, мольбы принеси о чадах твоея паствы, ими же на земли болезновал еси, испроси державе императора крепость, Церкви — мир, всем же верным — в вере утверждение, грехов оставление и от бед избавление.

Послесловие

Драгоценное сокровище должно сохраняться в драгоценном ковчеге. А потому мысль об устроении должным образом места упокоения новопрославленного святого занимала многих еще до официального открытия мощей. В итоге, благодаря щедрым жертвам и согласию воцарившемуся среди жертвователей, уже в скором времени устроена была святителю Тихону дорогая и великолепная рака с балдахином. В частности, на сооружение раки и сени пожертвованы были изрядные суммы царствующей фамилией: «Императорскими Величествами» — 3000 руб., «Их Высочествами» — 1000 руб. Основательным взносом из личных средств поддержал благое начинание настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий, внесший 5000 руб.

По словам очевидца, рака представляла собой «памятник, воздвигнутый святителю Тихону... любовью и религиозным усердием всего нашего православного народа. Памятник колоссален, как колоссально усердие, его воздвигавшее».

Трагична судьба мощей святителя после 1917 года. Оскверненные 28 января 1919 года так называемой «специальной комиссией по освидетельствованию», действовавшей под эгидой ЧК, останки святого, после того как атеистическая кампания была вынужденно скоротечно завершена, вернулись в ту же серебряную раку, откуда были исторгнуты кощунственной рукой. Негативное впечатление после инспирированного большевиками (и в изрядной степени ими же инсценированного, как позже выяснилось) вскрытия гробницы св. Тихона быстро стушевалось в народном сознании. Особенно способствовало этому явление нетленных мощей матушки Евфимии Григорьевны Поповой.

Впрочем, большинство верующих, по рассказам старожилов, изначально восприняло всю с историю с «разоблачительным вскрытием» как провокацию большевиков и не свернуло с натоптанной дороги к Храму. Мощи святителя, возвращенные под опеку насельников Задонского Богородицкого монастыря пребывали непотревоженными вплоть до весны 1922 года, когда, под предлогом помощи голодающим Поволжья, обе раки вместе с навесами (малая – в теплой церкви Рождества Богородицы и большая – в летнем Владимирском соборе) были конфискованы. Но сама святыня была признана «не подлежащей изъятию» и оставлена «коллективу верующих». К сожалению, ненадолго. В том же году епископ Задонский Иоанн (Болховитинов) перешел в каноническое подчинение так называемым «обновленцам» – раскольнической группировке из числа духовенства, безоговорочно подчинявшейся требованиям новой власти и категорически настроенной против монашества. А потому, хотя мощи и оставались во Владимирском соборе, но хранителями их, вплоть до конца 20-х годов, были «красные попы», как именовали тогда обновленцев те, кто сохранял верность Святейшему Патриарху, а позднее – местоблюстителю Патриаршего престола. После окончательного разгрома Богородицкого монастыря в 1929 году, невдолге закрыты были и его храмы, где служили «обновленцы».

А в 1932 году мощи святителя Тихона покинули Задонск. Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Оттуда мощи св. Тихона перевезли в Орловский краеведческий музей, где они пребывали в запасниках до самой Великой Отечественной войны.

Во время боев, превративших Орел в руины, верующим удалось спасти и сохранить общероссийскую святыню. Позднее, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе города Орла. Произошло это в 1947 году.