Житие святителя Тихона Задонского

Глава III.

Служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского

Меры по улучшению нравственного состояния духовенства. — Заботы о воспитании духовного юношества. — Любовь свт. Тихона к простому народу и попечение о нравственном его воспитании. — Научение народа истинам веры устно и через писание. — Обличение пороков и бесчинных игр. — Прекращение бесчинных празднеств в Сырную неделю и праздника ярилы. — Частная жизнь святителя Тихона. — Болезнь и отречение от епархии

Нелегкое бремя возложено было на святителя Тихона назначением его в епископы Воронежские. Епархия Воронежская была одна из обширнейших и менее устроенных во всех отношениях. При первоначальном образовании Воронежской епархии, к ней причислены были только семь городов, отделенных от Рязанской епархии: Воронеж, Елец, Костенек, Орлов, Коротояк и Землянск с уездами. Но в 1696 г. приписаны были к епархии все поселенцы но рекам Осереду, Битоку и Икорцу с верховья и до устья; в 1699 г. приписаны еще от Рязанской епархии города Усмань, Острожки. Белокольск и Демшинск, а от Белгородской — город Острогожск с уездом. В 1718 г. приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, прежде бывшие в ведении архиереев Сарских и Подонских, и еще город Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулушве. В 1720 г. отчислены были от Рязанской епархии еще города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с их округами. Хотя в 1758 г., при восстановлении архиерейской кафедры в Тамбове, все приписные от нее города были отчислены от Воронежской епархии, но при учреждении ­штатов в 1765 г. приписаны были еще города к Воронежской епархии, именно: от Крутицкой — Ливны и Черкасск, от Коломенской — Ефремов, от Рязан­ской — Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, от Белогородской — Усердь и Ольшанск. В епархии считалось до 800 церквей, духовенства обоего пола более 15 000 человек и всего православного населения более 800 000. Само образование епархии из городов приписных от других епархий, из случайных поселений людей всякого рода, большей частью бродяг и раскольников, уже показывает, что в епархии не могло быть твердого порядка, ни в духовенстве, ни в народе. К этому присоединилась еще скудость средств содержания архиерейского дома.

А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится, ибо с имеющихся за тем архиерейским домом вотчинных крестьян (коих состоит по минувшей второй ревизии в подушном окладе 1361 душа), никаких денежных сборов никогда не бывало и ныне нет, а состоят те крестьяне на пашне, сенокосе и на заготовлении дров и прочих работах». Посему святитель просил, чтобы оставшиеся после его предшественника епископа Иоанникия деньги, около 6 000 рублей, следовавшие по закону в Коллегию экономии, отданы были на необходимые поправки, тем более, что сам преосвященный Иоанникий в частных записках уже назначил более 3 000 руб. на поправку архиерейского дома. На просьбу свт. Тихона ответа не было. Он повторил ее в 1766 г., и также безуспешно. Лишенный средств улучшить внешнее положение архиерейского дома и украсить благолепно кафедральный храм, святитель Тихон употребил свою деятельность на то, что зависело от него, и для чего средства были в богодарованных ему силах духа и обилие благодати и в его пастырской ревности. Он озаботился созиданием и украшением живых храмов Божиих в сердцах своей паствы [4].

Святитель Тихон обратил заботливое попечение на духовенство Воронежской епархии. Он хотел дать необходимые сведения тем, которые были мало образованы, и всех одушевить новым духом ревности к совершению своего служения. Тотчас по приезде своем в 1763 году он написал для духовенства особую книжку под названием «Должность священническая о семи Святых Тайнах» и разослал ее по всем монастырям и духовным правлениям для раздачи священникам. В сем сочинении святитель Тихон дал понятие о сущности каждого Таинства, об образе совершения, о лице совершающем и лицах приемлющих Святые Тайны. Это был как бы малый катехизис, изложенный по вопросам и ответам. Изложение учения о каждом Таинстве святитель заключает убеждением священникам благоговейно совершать их и быть чистыми посредниками даров небесной благодати.

В следующем году, в дополнение к сему, он издал «Прибавление к сущности священнической о тайне Святого Покаяния». Указывая на важность обязанности священника как духовника, как врача душ, святитель Тихон дает руководственные правила к совершению Таинства Покаяния, и предлагает образец убеждений, с какими духовник должен обратиться к кающемуся. «Так ты можешь говорить кающемуся,— учит святитель священника,— Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал, а я служитель Его недостойный, и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся; понеже трое только здесь нас: Бог, пред Которым ты согрешил, Который все твои грехи, так как они делались, совершенно знает; понеже Бог везде есть на всяком месте, и где ты что делал или говорил и думал худое или доброе, Он тут был и все то совершенно знает, и ныне с нами есть, да только единого твоего покаяния и исповедания самовольного ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь. Не стыдись же их выговорить, всех, которых делать не стыдился. Я третий, тебе подобострастен, такой же человек, как и ты; того ради и мене нечего стыдиться». Если не усматривается в кающемся истинного сокрушения о грехах, то святитель советует пробуждать сокрушение той мыслью, что Бога так благого, так милостивого, так великого благодетеля грехами прогневал. После исповеди святитель советует внушать грешнику покаявшемуся, чтобы он впредь не грешил; потому что Бог весьма ненавидит грехи и за них наводит всякую казнь. Но при исповеди больных внушает преимущественно говорить о милосердии Божием, никакими грехами непреодолимом, и утешать надеждой на милость Божию.

В 1765 году святитель Тихон разослал окружное послание к духовенству своей паствы. В сем послании святитель внушает духовенству трезвенное и скромное поведение. «Вы — поставленные на свещнике светильники, на которые все взирают и пример приемлют. Вы свет миру! Вы соль земли, по слову Христову! Как будете служить, священнодействовать утро, когда вчера вам порученные видели вас пьяных, ссорящихся, бесчинствующих? Видящий тебя осудит, и ты осуждению его виновен, и так обоим грех». Он заповедует осторожность, взаимную любовь, прощение обид, благочинно проводить праздничные дни, с умилением приступать к совершению Божественной службы, помышляя о спасительном Христа Господа о нас смотрении; кратко изъясняет значение действий церковного Богослужения. Заповедует часто читать Священное Писание. «На то и дал нам Бог, по Своей благости, Писание, чтобы нам его читать и, читая, исполнять в нем написанное. Писание Священное — некое послание от Бога к человеку, в котором волю Свою святую открывает нам и как нам жить наставляет нас. Рассудите же, с какой охотой и вниманием Божие к нам послание читать надлежит! Ежели бы царь земной, монарх наш, написал к тебе письмо, не с великой ли бы радостью читал ты тое письмо? Ей, с великим весельем и вниманием! Царь небесный к тебе земному и тленному человеку послал письмо (Священное Писание); почто убо оставляешь такой дар, сокровище тое неоцененное? Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, разглагольствие сладкое! Ах, любезная и все приятная беседа! Бог с человеком, Царь небесный с мрежию тленною, Господь с рабом разглагольствует. Что сего приятнее и что сего полезнее? Видите, какая польза от чтения Писания Священного». Святитель напоминает священникам, что Господь Бог поставил их стражами дому Своего, то есть святой Церкви; потому им должно, как верным слугам Христовым, стеречь дом святой делом, словом и помышлением. Делом — показывая людям пример честного христоподражательного жития, словом — наставить и научить хранению закона Божия, помышлением — всегда думая о душевной пользе словесных овец. Он напоминает: если кто нерадением погубит порученные души, то погибель их взыщет от него Господь в день страшного суда. Чтобы пастыри Церкви могли ближе почерпать себе уроки, он обращает внимание их на те случаи, какие они могут извлекать из самой службы своей. «Совершая крещение, слышишь отрицание сатаны и всех дел его. Помяни, что и сам сатаны и всех дел его отрекся. Совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося. Посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедуемого испытуешь, и всячески оную тщись сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить. Погребая преставльшихся, помысли, в какое и как бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел; помяни и то, что и сам земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:20). Приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредственный ходатай между Богом и людьми и что о них молитвенник еси и предстатель к Богу, и рассуждай, как приступаешь».

С вступлением на русский престол императрицы Екатерины уничтожена была пытка для вынуждения признания у подсудимых, и на священников была возложена важная обязанность быть увещателями их, чтобы склонять к добровольному признанию. Святитель Тихон и в сем деле явился помощником своих священников. Он в 1765 г. разослал увещателям образец, как увещавати и преклонять подсудимых к раскаянию и признанию.

Вразумляя и руководствуя священников, которые уже были, святитель Тихон приложил свое попечение к тому, чтобы впредь воспитать более образованных и способных пастырей Церкви.

Семинария в Воронеже основана была около 1722 г., но от недостатка учителей и содействия со стороны епархиальной власти пришла в совершенный упадок. Предшественник Тихона Иоанникий нашел семинарию с одним только учителем латинского языка и, не видя средств продолжать учение, совершенно прекратил преподавание латинской словесности, заменив семинарию Славянской школой при своем доме и другую такую же школу открыв в Острогожске. Святителю Тихону нужно было заводить семинарию вновь. Но кроме недостатка в учителях встретились тогда и неожиданные препятствия — в недостатке средств. До сих пор семинария содержалась на основании Духовного Регламента и указа 28 сентября 1721 г., на сбор с монастырей и пустынь двадцатой части, а с церковнослужителей тридцатой доли всякого хлеба и разных пошлин. Но 29 февраля 1762 года отписаны были все духовные вотчины и запрещалось делать с монастырей и духовенства сборы в пользу семинарий, на содержание которых обещано было назначить жалованье из Коллегии экономии. До исполнения сего обещания святитель Тихон не имел никаких средств к основанию семинарии. Впрочем, он не только поддержал славянские школы, заведенные его предшественником при архиерейском доме и в Острогожске, но основал новые в Черкасске и Ельце, чтобы подготовить учеников в семинарию. Когда в 1765 г. в Воронежскую семинарию определено было годовое жалованье (по 655 р. 55 к. ), святитель Тихон завел и изучение латинского языка во всех школах, а в Воронеже собрал распущенных учеников и, пригласив учителей, отчасти из Киевской Академии, а более из Харьковского Коллегиума, через два года дал ей полное устройство.

Святитель Тихон сам часто посещал классы, указывал порядок учения, отмечал лучших и поучительнейших из писателей места, для толкования юношеству. В 1765 г. он дал собственное наставление семинаристам для охранения их благонравия. Здесь он указывает, что Сам Бог призывает их к сему высокому служению. Потому тщательно нужно готовиться к нему, призывая на помощь Бога, и всегда иметь в виду служить для славы Божией и общей пользы. Учение дает средства просвещать людей и приводить их к блаженству вечному, но без добродетели оно бесполезно, посему паче всего нужно упражняться в добродетели. В частности, святитель Тихон внушает быть усердными к храму Божию, участвовать в службе церковной, сохранять полное благоговение, быть почтительными к старшим, приветливыми к товарищам, удерживаться от пересудов, осуждений, грубых слов и вообще вести себя вежливо и кротко. Эту инструкцию, состоящую из 28 пунктов, святитель велел всякий день прочитывать ученикам, при выходе из школы и по вечеру. «Един ученик должен прочитать вслух всех, чтобы всякий помнил, как ему нужно вести себя».