Житие святителя Тихона Задонского

Святитель Тихон обратил заботливое попечение на духовенство Воронежской епархии. Он хотел дать необходимые сведения тем, которые были мало образованы, и всех одушевить новым духом ревности к совершению своего служения. Тотчас по приезде своем в 1763 году он написал для духовенства особую книжку под названием «Должность священническая о семи Святых Тайнах» и разослал ее по всем монастырям и духовным правлениям для раздачи священникам. В сем сочинении святитель Тихон дал понятие о сущности каждого Таинства, об образе совершения, о лице совершающем и лицах приемлющих Святые Тайны. Это был как бы малый катехизис, изложенный по вопросам и ответам. Изложение учения о каждом Таинстве святитель заключает убеждением священникам благоговейно совершать их и быть чистыми посредниками даров небесной благодати.

В следующем году, в дополнение к сему, он издал «Прибавление к сущности священнической о тайне Святого Покаяния». Указывая на важность обязанности священника как духовника, как врача душ, святитель Тихон дает руководственные правила к совершению Таинства Покаяния, и предлагает образец убеждений, с какими духовник должен обратиться к кающемуся. «Так ты можешь говорить кающемуся,— учит святитель священника,— Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал, а я служитель Его недостойный, и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся; понеже трое только здесь нас: Бог, пред Которым ты согрешил, Который все твои грехи, так как они делались, совершенно знает; понеже Бог везде есть на всяком месте, и где ты что делал или говорил и думал худое или доброе, Он тут был и все то совершенно знает, и ныне с нами есть, да только единого твоего покаяния и исповедания самовольного ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь. Не стыдись же их выговорить, всех, которых делать не стыдился. Я третий, тебе подобострастен, такой же человек, как и ты; того ради и мене нечего стыдиться». Если не усматривается в кающемся истинного сокрушения о грехах, то святитель советует пробуждать сокрушение той мыслью, что Бога так благого, так милостивого, так великого благодетеля грехами прогневал. После исповеди святитель советует внушать грешнику покаявшемуся, чтобы он впредь не грешил; потому что Бог весьма ненавидит грехи и за них наводит всякую казнь. Но при исповеди больных внушает преимущественно говорить о милосердии Божием, никакими грехами непреодолимом, и утешать надеждой на милость Божию.

В 1765 году святитель Тихон разослал окружное послание к духовенству своей паствы. В сем послании святитель внушает духовенству трезвенное и скромное поведение. «Вы — поставленные на свещнике светильники, на которые все взирают и пример приемлют. Вы свет миру! Вы соль земли, по слову Христову! Как будете служить, священнодействовать утро, когда вчера вам порученные видели вас пьяных, ссорящихся, бесчинствующих? Видящий тебя осудит, и ты осуждению его виновен, и так обоим грех». Он заповедует осторожность, взаимную любовь, прощение обид, благочинно проводить праздничные дни, с умилением приступать к совершению Божественной службы, помышляя о спасительном Христа Господа о нас смотрении; кратко изъясняет значение действий церковного Богослужения. Заповедует часто читать Священное Писание. «На то и дал нам Бог, по Своей благости, Писание, чтобы нам его читать и, читая, исполнять в нем написанное. Писание Священное — некое послание от Бога к человеку, в котором волю Свою святую открывает нам и как нам жить наставляет нас. Рассудите же, с какой охотой и вниманием Божие к нам послание читать надлежит! Ежели бы царь земной, монарх наш, написал к тебе письмо, не с великой ли бы радостью читал ты тое письмо? Ей, с великим весельем и вниманием! Царь небесный к тебе земному и тленному человеку послал письмо (Священное Писание); почто убо оставляешь такой дар, сокровище тое неоцененное? Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, разглагольствие сладкое! Ах, любезная и все приятная беседа! Бог с человеком, Царь небесный с мрежию тленною, Господь с рабом разглагольствует. Что сего приятнее и что сего полезнее? Видите, какая польза от чтения Писания Священного». Святитель напоминает священникам, что Господь Бог поставил их стражами дому Своего, то есть святой Церкви; потому им должно, как верным слугам Христовым, стеречь дом святой делом, словом и помышлением. Делом — показывая людям пример честного христоподражательного жития, словом — наставить и научить хранению закона Божия, помышлением — всегда думая о душевной пользе словесных овец. Он напоминает: если кто нерадением погубит порученные души, то погибель их взыщет от него Господь в день страшного суда. Чтобы пастыри Церкви могли ближе почерпать себе уроки, он обращает внимание их на те случаи, какие они могут извлекать из самой службы своей. «Совершая крещение, слышишь отрицание сатаны и всех дел его. Помяни, что и сам сатаны и всех дел его отрекся. Совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося. Посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедуемого испытуешь, и всячески оную тщись сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить. Погребая преставльшихся, помысли, в какое и как бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел; помяни и то, что и сам земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:20). Приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредственный ходатай между Богом и людьми и что о них молитвенник еси и предстатель к Богу, и рассуждай, как приступаешь».

С вступлением на русский престол императрицы Екатерины уничтожена была пытка для вынуждения признания у подсудимых, и на священников была возложена важная обязанность быть увещателями их, чтобы склонять к добровольному признанию. Святитель Тихон и в сем деле явился помощником своих священников. Он в 1765 г. разослал увещателям образец, как увещавати и преклонять подсудимых к раскаянию и признанию.

Вразумляя и руководствуя священников, которые уже были, святитель Тихон приложил свое попечение к тому, чтобы впредь воспитать более образованных и способных пастырей Церкви.

Семинария в Воронеже основана была около 1722 г., но от недостатка учителей и содействия со стороны епархиальной власти пришла в совершенный упадок. Предшественник Тихона Иоанникий нашел семинарию с одним только учителем латинского языка и, не видя средств продолжать учение, совершенно прекратил преподавание латинской словесности, заменив семинарию Славянской школой при своем доме и другую такую же школу открыв в Острогожске. Святителю Тихону нужно было заводить семинарию вновь. Но кроме недостатка в учителях встретились тогда и неожиданные препятствия — в недостатке средств. До сих пор семинария содержалась на основании Духовного Регламента и указа 28 сентября 1721 г., на сбор с монастырей и пустынь двадцатой части, а с церковнослужителей тридцатой доли всякого хлеба и разных пошлин. Но 29 февраля 1762 года отписаны были все духовные вотчины и запрещалось делать с монастырей и духовенства сборы в пользу семинарий, на содержание которых обещано было назначить жалованье из Коллегии экономии. До исполнения сего обещания святитель Тихон не имел никаких средств к основанию семинарии. Впрочем, он не только поддержал славянские школы, заведенные его предшественником при архиерейском доме и в Острогожске, но основал новые в Черкасске и Ельце, чтобы подготовить учеников в семинарию. Когда в 1765 г. в Воронежскую семинарию определено было годовое жалованье (по 655 р. 55 к. ), святитель Тихон завел и изучение латинского языка во всех школах, а в Воронеже собрал распущенных учеников и, пригласив учителей, отчасти из Киевской Академии, а более из Харьковского Коллегиума, через два года дал ей полное устройство.

Святитель Тихон сам часто посещал классы, указывал порядок учения, отмечал лучших и поучительнейших из писателей места, для толкования юношеству. В 1765 г. он дал собственное наставление семинаристам для охранения их благонравия. Здесь он указывает, что Сам Бог призывает их к сему высокому служению. Потому тщательно нужно готовиться к нему, призывая на помощь Бога, и всегда иметь в виду служить для славы Божией и общей пользы. Учение дает средства просвещать людей и приводить их к блаженству вечному, но без добродетели оно бесполезно, посему паче всего нужно упражняться в добродетели. В частности, святитель Тихон внушает быть усердными к храму Божию, участвовать в службе церковной, сохранять полное благоговение, быть почтительными к старшим, приветливыми к товарищам, удерживаться от пересудов, осуждений, грубых слов и вообще вести себя вежливо и кротко. Эту инструкцию, состоящую из 28 пунктов, святитель велел всякий день прочитывать ученикам, при выходе из школы и по вечеру. «Един ученик должен прочитать вслух всех, чтобы всякий помнил, как ему нужно вести себя».

Заботливость о просвещении духовенства, об оживлении его новым духом, конечно, направлена была к тому, чтобы пастыри могли наставлять народ. Святитель Тихон не ограничился тем, что готовил способных деятелей для просвещения, но и сам действовал. По своему происхождению, по первоначальному своему воспитанию и жизни в деревне он был близок к народу, хорошо знал и его добрые стороны, и его немощи. Народ тогдашнего времени в сем краю России был проще, ближе к старинному образу жизни, привязаннее ко всем давним обычаям и мало просвещен. Благочестивому пастырю нравилась в нем простота веры, усердие к Церкви и послушание к пастырю. Последующая жизнь его покажет нам, что он особенно любил сближаться с простым народом, беседовать с ним, поучать его, и сам выслушивал охотно советы простых людей. Наставление народа в истинах веры, необходимых для спасения и исправления нравственности его, было главнейшим предметом пастырских забот и трудов Преосвященного Тихона.

В 1765 г. для жителей Воронежа установил святитель Тихон открытое преподавание закона Божия по воскресным дням, перед литургией, в соборной церкви. Для сего вызван был студент Московской Академии, посвященный в диакона кафедрального собора. Целый год был преподаваем в соборе катехизис, но народ мало ходил слушать его. Такое нерадение в народе о своем духовном просвещении глубоко огорчило Преосвященного. Побуждаемый праведным негодованием, он сперва сам произнес в соборе, потом приказал прочитать по всем церквам Воронежским обличительное увещание. «С немалым сожалением многократно приметил я, — так беседовал святитель, — что на душеполезное учение, которое во все воскресные дни пред святой литургией уже без малого год преподается, мало кто от граждан собирается. Оно для того определено, чтобы всякий слушал и познал, в чем состоит звание христианское и сила закона Божия, и так бы в благочестии успевал. Но противное, как вижу я, намерению моему делается. Проповедник чрез всю седмицу трудится, собирает как пчела, чтобы мог в наставление предложить, кричит чрез целый час, но почти всуе пропадают труды его, падает туне почти семя слова Божия, понеже мало слушающих. Знать, что иной лучше почитает краткое время то провести в осуждении и оклеветании ближнего, иной в развращенных разговорах, иной в чтении соблазнительных и душе вредных книжек, иной в праздности и лености, которая есть мать и источник всех зол, или в другом чем неполезном и вредном, нежели, чтоб пойти послушать проповедуемого слова Божия. Когда шут шутит пред тобою или ласкатель лжет, с охотой и удовольствием слушаешь их; а когда проповедник посреди церкви проповедует истину, глаголет глаголы живота вечного, ты отвращаешь уши свои... Я думаю, что ежели бы здесь преподавалось учение, каким образом тленное богатство собирать, временную честь и достоинство получить, в ту школу не только бы сами родители приходили, но и детей приводили бы. А к тому проповеднику, который учит собирать сокровище нетленное на небеси, который указует путь к вечному блаженству, слушать не только детей своих не приводят, но сами отцы и матери не приходят. О учители! О проповедники слова Божия! Сколь вы несчастливы в нашем веке! Сколь мало имеете слушающих вас. Дабы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие иждивения не жалеют ни денег, ни труда, а проповедники туне без цены и серебра учат закону Божию, объявляют волю Отца Небесного, проповедуют слово Божие, но никто не слушает их. Но, может быть, кому не нравится проповедник, что не красно говорит? К такому говорю я, что к проповедникам повеление Божие не в том состоит, чтобы они проповедью своей забавляли и увеселяли слушателей своих, но чтобы пользовали и врачевали их греховные раны». Причину равнодушия к проповеди слова Божия святитель видит в худом состоянии душ. Святитель Тихон часто сам говорил поучения к народу. В своих поучениях он раскрывал истину Евангельского учения, излагал жизнь, страдания и смерть Виновника нашего спасения, Господа Иисуса Христа и, показывая образ нашего спасения, изъяснял различие между ветхим плотским и новым духовным человеком. Убеждал к постоянному бодрствованию среди опасностей нас окружающих. Возбуждал к покаянию, к любви Богу и ближним, учил о слове Божием, о вере. Поучения Тихона были большей частью изустные. По множеству епархиальных дел он не успевал их писать, а потому немного сохранилось его поучений к воронежской пастве.

Для тех, которые не могли слушать лично поучения, святитель Тихон писал христианские наставления [5] и рассылал по всей своей пастве, требуя от священников, чтобы они читали их при всяком удобном случае. Не довольствуясь этим, он писал краткие увещания, приказывал переписывать их на листы и прибивать к стенам во всех церквах своей епархии, чтобы напомнить всякому, кто подойдет прочитать их, что он некогда отрекся сатаны и всех дел его, записался в службу Христу и присягнул Ему, как воины царю земному, и потому должен служить Ему верно даже до смерти [6]. Для чтения он написал еще довольно обширное сочинение «Плоть и дух» с той целью, чтобы живым изображением жизни плотской и духовной и различных плодов той и другой побудить читающих к снисканию чистоты и бесстрастия христианского. Для сего же написаны были им и размышления на некоторые изречения Священного Писания [7].

Внушая правила христианской жизни, святитель Тихон является и строгим обличителем современных пороков. В слове на 8-ю заповедь "не укради" он обличает хищение, которому предавались многие в то время. «Сколько грех сей перед Богом есть великое зло,— говорит он,— столько между людьми умножился он на земле, сколько хищение и воровство вредительно, столько развращенные человеческие сердца обладаемы ими бывают. О лютых времен! О развращение людей!» Святитель различает три рода хищения: явное, тайное и лестное. «Первое хищение есть то, когда кто чужую вещь насильно отнимает:

1) разбойники, которые насильно другого грабят;

2) властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю и прочее или принуждают их продать себе то, что они продать не хотят, или продать малой ценой, или принуждают работников к большим трудам сверх договора и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или самовольно употребляют чужие вещи, или на чужой земле пашут, или за работу и службу удерживают мзду и награждение;

3) сему хищению подвержены суть те несовестные продавцы, которые в крайней другого нужде, на примере во время глада, хлеб не продают, разве за несносную цену, или домогаются за то некоторой вещи, например, дома или земли, или коня;