Мне очень жаль, что заставил Вас ходить за книгой, а сам не смог дать точных выходных данных. Я получил Вашу посылку, и увы, вижу, что — не то. Та называлась «История Хорезма от древнейших времен». Она нужна мне для работы над VI томом. Есть точные данные, что она вышла или выйдет на днях в Ташкенте, а автора по-прежнему не знаю.

Что касается Лены, то она принесла мне французский оригинал, а не перевод. А ведь есть перевод? Я так понял? Сама она в очень плохом состоянии: у нее были тяжелые патологические приступы в церкви. Ее еле успокоили. Я просил одного врача выяснить, чем можно ей помочь. Думал я, что это тяжелая истерия, но теперь боюсь, что хуже.

Вы пишете о себе, что стали молиться сидя. Это не только можно, но иногда — нужно. Только желательно, чтобы в это время тело было не в напряжении и корпус по возможности прям. Это помогает внутренней сосредоточенности. Вспомним, что католики, мусульмане, индусы молятся сидя...

Относительно Е. Я., то она возмутилась просто потому, что мысль эта непривычна. Но она на самом деле правильна. На нее намекал еще Флоренский в своей статье «Богослужение как синтез искусств». Театр — действительно священного, мистериального происхождения, и в нашей службе элементы мистерии остались. И это прекрасно. Суть в том, что оно обращается ко всему человеку, а не только к его разуму или слуху. Жесты, действа — являются важными символами и включают нас в совершающееся. Просто беда в том, что театр в новое время вполне секуляризировался, и слово это звучит почти вульгарно.

Почему я не включил Даниэля Ропса в библиографию? Я перечислил только то, чем пользовался, когда писал книгу. А Д. Р. у меня тогда не было. Сейчас я его имею (в польском переводе). Он оказался очень близким мне по духу и замыслам автором. Задумал написать эпопею. Написал «Библейскую историю», потом «Иисус и Его время» и еще две книги в продолжение: «Церковь апостолов и мучеников» и «Темные века». Все это у меня есть, но нет следующих трех. Пишет он ярко, живо и с интересными обобщениями. Когда-то я хотел так писать историю Церкви, но бросил на ХVI веке. Понял, что нужно обратиться к тому, что было ДО...

Очень-очень Вы меня порадовали словами, из которых видно, что Господь Вас не оставляет и благодать касается крылом...

Храни Вас Бог. Всегда думаю о Вас.

Ваш пр. А. Мень

======================================

Дорогая Юлия Николаевна!

Спасибо за хлопоты относительно книги. Это — то самое. II часть пошлю Вам и деньги за книги.

Относительно девушки, о которой пишете, то все это очень хорошие симптомы. Было бы превосходно закрепить это поездкой в «православную страну». Если какие-нибудь ветры занесут ее сюда — сообщите. Я с ней поговорил бы.

То, что Вы называете у себя «эгоизмом» — на самом деле законное «рассуждение». Иначе можно ничего не сделать, а тратить силы, которых немного, непроизводительно.

Вы пишете о действии благодати. Конечно, она действует разнообразно. Она помогает нам делать то, что мы призваны делать, а не фантазировать. Она вселяет силы, когда их по естеству нет.