Свт. Иннокентий Херсонский

1. Освящается новое гроздие, все вообще овощные плоды и новый мед. Обычай освящать все словом Божиим и молитвой есть древнейший обычай христиан (1 Тим. 4; 15. Деян. 13; 2-3. 6; 6). Для совершения этого обряда обыкновенно избирались праздничные дни как более свободные и торжественные. Праздник Преображения Господня избран для этого, конечно, потому, что к этому времени овощные плоды большей частью поспевают. Впрочем, в местах Греции, более северных, освящение плодов совершалось и 15 августа, как видно из свидетельства Вальсамона, который, в примечании на 3-е Апостольское правило говорит о Цареграде: к Патриарху и "плоды приносят в жертвенник святого храма Влахернского по совершении службы в праздник Успения Богородицы".

2. В некоторых местах Великой России есть обыкновение делать начало посеву озимого хлеба. Делается сие так: священник в селе с иконами, а в деревнях, не имеющих церквей, с одним крестом выходит на поле, освящает воду, и по освящении идет и кропит поле, а за ним один из прихожан бросает семена. Причем стараются пройти так, чтобы коснуться нив каждого жителя.

Происхождение службы

В службе на праздник Преображения Господня стихиры на Господи воззвах приписываются Косме Монаху, а впоследствии - епископу Маюмскому, жившему в VIII веке; из канонов один составлен Космою Иерусалимским, который, можно думать, есть тот же, что и первый; а другой - Иоанном Дамаскиным (VIII век.)1. Кем написано все прочее, неизвестно.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник находятся в сочинениях святых отцов: Ефрема Сирина, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Василия Селевкийского, Анастасия Синайского, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина.

Продолжение праздника

Празднование Преображения Господня, так, как и других многих праздников, слагается из празднования предварительного, или предпразднства, самого праздника, и праздника последовательного, или попразднства, что все продолжается с 5 августа до 13 включительно.

Праздник Успения Божией Матери

Предмет сего праздника и отношение к деятельности христианина

Праздник Успения Божией Матери совершается 15 августа в воспоминание чудесного Ее преставления. Предание говорит, что Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей хотя и погребена была апостолами в Гефсимании, но вскоре и телом взята на небо2. Православная Церковь не отвергает этого предания, принимая во внимание то, что Она удостоена быть Матерью Сына Божия, а следовательно, превзошла чистотой и святостью всех святых; и посему заслуживала быть не переселенной только с земным телом от земли на небо, подобно Еноху и Илии, но тотчас по смерти воскрешенной и прославленной, как прославятся в будущее воскресение праведники. Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается и нам праздником Ее Успения, дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна.

Время его учреждения

Когда учрежден праздник в честь Успения Божией Матери, достоверно неизвестно. Судя по уважению, какое христиане питали с древних времен к Преблагословенной Деве Марии, должно почитать его древним, так как и самое предание о чудесном Ее преставлении издревле существовало между христианами; но в продолжение первых трех веков не видно никаких следов особенного празднества в честь Успения. Уже во второй половине IV века начинают показываться признаки его существования. Так, о нем упоминается в 431 правиле Номоканона, заимствованном, как замечает издатель этой книги, у Гангрийского Собора, держанного в 351 году; а между произведениями блаженного Иеронима, жившего во второй половине четвертого столетия, есть и речь на этот праздник, которую критики приписывают или ему, или его современнику Софронию, но никому другому. Поэтому можно полагать, что праздник Успения и начало свое получил во второй половине IV века. Некоторые же находят проповедь на этот праздник и между сочинениями Ефрема Сирина. Из чего следует, что праздник этот, по крайней мере в некоторых Церквах, существовал еще в начале четвертого столетия. Анастасий Синаит утверждает даже, что этот праздник вместе с постом, ему предшествующим, предан последующим временам Постановлениями апостольскими; но сочинения сего отца, по замечанию критиков, все почти повреждены, и в Постановлениях, на которые ссылается Анастасий, не упоминается ни о посте пред праздником Успения Божией Матери, ни о самом празднике.

Особенное намерение учреждения