Свт. Иннокентий Херсонский

Проповеди святых отцов

Проповеди на Успение дошли до нас: Ефрема Сирина, Иеронима, Августина, Гильдефонса, отца VII века, епископа Толетанского, Андрея Критского, Германа Константинопольского и Иоанна Дамаскина.

Продолжение праздника

Все празднование Успению Божией Матери, то есть с предпраздн-ством и попразднством, продолжается десять дней, с 14 августа до 23 числа включительно.

Праздник Рождества Богородицы

Предмет и цель праздника

Праздник, совершаемый Церковью 8 сентября, имеет предметом своим воспоминание и прославление Рождения Божией Матери; нравственная же цель его состоит в том, чтобы родителям напомнить о рождении детей, по примеру Иоакима и Анны, не в похоти плоти, а в страхе Божием, и всем вообще - внушить мысль о христианском провождении жизни по примеру Пресвятой Девы, Которая от утробы матерней соделалась Храмом Святого Духа.

Начало его

Некоторые начало этого праздника относят к VII веку, но есть свидетельство о существовании его не только в VI и V, но даже в IV столетии. Так:

1. Григорий Великий, живший в конце VI и начале VII веков, в своем Антифонарии и Сакраментарии (Таинственнике) определяет уже службу на 8 сентября для Рождества Богородицы.

2. Есть указание на праздник сей и в древнейшем римском Сакраментарии, который издан кардиналом Томазием и который, по суду ученых, есть тот же самый, которым руководствовались святой Лев, живший в первой половине V столетия, и некоторые из его предшественников.

3. Еще есть на праздник этот "Беседы", говоренные такими отцами, которые жили в V веке, как то: "Беседы" Прокла Константинопольского, Кирилла Александрийского и Максима, епископа Галликанского.

4. Находят также беседы на сей праздник у Августина, Златоуста, Амвросия и других писателей IV века.

5. Особенно же важно в нашем случае то, что о нем упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованного (как уже замечено) у отцов Неокесарийского Собора, держанного в 315 году.

Таким образом, должно полагать, что праздник Рождества Богородицы получил свое начало не позже V века; хотя до VII, может быть, не был праздником всеобщим и торжественным.

Служба