Два сорокоуста

“Больший в вас да будет вам слуга”... Это ясно, все...

И наконец: “кто вознесется, будет смирен, а кто смирится (искренно), вознесется”.

Сколько поучительного к моменту.

Другое Евангелие было из 21-й главы Иоанна о поручении Апостолу Петру пасти овец после падения и обращения (ст. 15-25).

“Паси овцы Моя”, — это уже установившиеся, твердые чада... “Паси агнцы Моя”, — это еще слабенькие, неокрепшие души. Сначала нужно спасать малоопытных и малосильных, но и менее требовательных, а по времени опыта — нужно спасать и зачерствевших... Первые нежнее.

А после предсказывает о страданиях, но в старости...

Как-то, еще в 1925 г., в Билече я говорил: кончилась юность моя. Воля Божия...

И теперь уже придется идти не куда хочется (как до сих пор), а куда поведут, но поведут по воле Господней...

“А сей же что?” (Ин. 21, 21), т. е. другие епископы. Что тебе за дело? Ты сам делай свое дело. Истинно.

Маленькое замечание.

Толкуя так слово Божие приспособительно к себе и именно к данному моменту, я ничего странного не делаю; хоть бы потому, что есть способы раскрывать свои мысли. А верую, что Дух Божий помогает.

Ныне еще и день св. пророка Божия Моисея. Опять совпадение (Господи, не попусти возгордиться): я уже писал, что мне пришли мысли о пр. Моисее, который не захотел пользоваться дворцом фараоновой дочери, а захотел лучше страдать со своим народом... И мне — послужи народу... И св. Иоасаф являлся одному епископу во сне, сказавши, чтобы он не смущался нападением клириков, а был бы ближе к народу, и все будет хорошо.

Я начал писать службу святому Иоасафу... Бог помогал за его молитвы: получилось хорошо... Но еще не докончил.

За трапезой читал о св. Евстафии: он хотел остаться на Афоне совсем, а его выбрали во святители Сербские, хотя и не сразу: сначала настоятельствовал в обители...

Не так живи, как хочешь. По-видимому, мне нужно жить в мipy. Все (и все) так говорят... Иное не удается... И сердце уже видит это.

Говорил со старичком, дедушкой Т. (простым человеком): с ним сразу договорились.

В житии св. Максима Кавсокаливита говорится, что его все считали в прелести, а он был — в истине.

...Когда говорил в царском дворце, то государственному секретарю не понравился его грубый, неграмотный стиль, что он и заметил святому... Тот немедленно ушел от “умников” и больше уже никогда не появлялся в Константинополе.

Да! Умников трудно переучить... Это овцы, уже сжевавшие свои зубы на старом корму. Нужно сие заметить.

Дедушка Т. сказал: “Нет любви здесь за границей”... Да! Мало... По опыту своему теперь увидел это.

5/18 сентября

ЧЕТВЕРТАЯ ЛИТУРГИЯ

Вчера вечером, возвратившись после всенощной, я, утомленный, прилег и заснул, проснувшись, помолился мало и вяло. А нужно бы еще писать службу св. Иоасафу.