Два сорокоуста

После Литургии служил панихиду о Святейшем Патриархе Тихоне и всех убиенных с обеих сторон, о родных и пр., молил их помочь мне просветиться. Было уже мирно. И приходили мысли, что тяжкие давящие письма Господь попускает, чтобы приобучить к горьким испытаниям, приучить к молитве. Его Святая Воля!

Нужно ответить автору, но останусь с Божией помощью при своем. (Митрополита Сергия решении).

После службы был разговор с иеромонахом Феофилом об Оптиной Пустыне. И я ему рассказывал много об о. Нектарии [36], как он сказал мне: “Батюшка, примите завет на всю вашу жизнь: если старшие вас или начальники ваши что-либо предложат вам, то как бы трудно или даже высоко ни было, не отказывайтесь. Бог поможет”.

Эти слова точно нарезаны на моем сердце... И радостно от них... И мне они кажутся пророческими. Он - преподобный и прозорливый старец.

И это самое главное основание, почему я ДОЛЖЕН, ДОЛЖЕН, ДОЛЖЕН ВО ИМЯ БОЖИЕ послушаться своего начальника Митрополита Сергия и Священный Патриарший Синод.

“Аминь”, - сказал о. Феофил.

И этим подтвердил мое решение (хотя он сам был прежде против).

Я поблагодарил его за “аминь” Божий!

Все-таки нелегко дается решение, но если уж оно закрепляется, то будет твердо, с Божией помощью.

Жду писем с Афона.

От одного лица получил весьма ободряющее письмо (в тот же день, что и давящее).

Одному лицу было необычное сновидение, указующее, что ему (и мне вместе) предстоит путь: “на север”.

За явившегося умершего я и всегда молюсь с любовию...

Вот от мыслей “за” решение Митрополита Сергия и за мою подписку всегда хорошо бывает на душе.

Но к подписке нужно прибавить, хотя бы словами самого же Митрополита Сергия: “Вера и Православие, и христианская жизнь остаются незыблемыми”... Или из Слова Божия: “Бога подобает слушаться больше, чем людей” (Деян. гл. 4), если они потребуют иного, чем повелевает Христово Учение... И тогда, с такою оговоркою, совесть будет спокойна.

17/30 сентября

ШЕСТНАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ

Ныне снова исповедался... Нужно положиться на волю Божию в дальнейшем.

Святый Апостол первый (Еф. 1, 7-17) говорил о вере во Христа Распятого, Кровью Которого мы искуплены.

Пришли такие мысли: главный предмет проповеди - Христос Господь... т. е. именно Его Лицо и Его Дело... И даже не учение о чем бы то ни было (любви ли, нестяжательности ли, или даже будущей жизни). Нет, именно о НЕМ САМОМ нужно говорить, с Ним соединять - верою, любовию, молитвою и таинствами - челоеческие души. А все прочее придет само собою. Кроме же благовестия о Нем как:

1) воплотившемся Сыне Божием, нужно проповедывать о Его страданиях за нас;

2) искупившим нас грешных... Это ведь суть всего. А уж потом

3) о безсмертной жизни, о приготовлении к ней... Но это все не главное: главное - Лицо Искупителя Сына Божия.

Еще в Апостоле обратил внимание на слова, что Бог “все действует по воле Своей”... Другой Апостол был вчерашний - о скорбях.