«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Грязному камню подобен ленивый, — пишет Сирах, — всякий освищет бесславие его.
Воловь- еву помету подобен ленивый, всякий, поднявший его, отряхнет руку.
Горькая участь ожидает сластолюбца, погруженного в праздность, нежущегося в покое и проводящего время во сне.
Премудрый Соломон так говорит о ленивом: Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои и будешь досыта есть хлеб.
Немного поспишь ты, ленивый, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И приидет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Если же будешь не ленив, то, как источник, приидет жатва твоя, скудость же далеко убежит от тебя.
Проходил я, — продолжает Соломон, — мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного.
И вот все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его разрушилась.
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок.
Время, данное нам для жизни, дороже всякого сокровища.
Как слова сказанного возвратить нельзя, так и времени потерянного сыскать невозможно.
Потеряв напрасно время, будем жалеть и малейшего времени к покаянию будем искать, как жаждущие студеной воды, но не найдем, когда придет время суда и покаяния, строгости и помилования.
Мы должны дать непременно ответ и за самое время, греховно потерянное нами.
Настоящее время — это торг, на котором таланты, данные нам от Господа, мы трудами с помощью Божией должны умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать от Господа страшного определения: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30).
Поэтому надо внимать увещанию премудрого Соломона: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна: хотя силою она слаба, но мудростью почтена (Притч. 6, 6—8).
Предпоследняя глава Книги притчей Соломона заключает в себе следующую прекрасную молитву: Господи!
двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя, и сказал: кто Господь, и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
Итак, здесь показаны грехи, ведущие к смерти души.