Popular psychology for parents

Чешский исследователь Папаусек научил новорожденных от 6 до 9 месяцев поворотом головы включать цветные лампочки. Он отметил возникновение положительных эмоций в процессе поиска малышами связи между собственным поведением и происходящими во внешнем мире изменениями, которые иногда делали их неутомимыми в этом процессе. По мере обучения поведение детей менялось. Если вначале после правильно совершенного поворота они подолгу радостно смотрели в сторону загоревшихся огоньков, то со временем, повернув голову в нужную сторону, они бросали очень короткий взгляд на огни, как бы лишь для того, чтобы убедиться, все ли идет как надо: во внешнем мире разворачивается картина, соответствующая их ожиданиям. Таким образом, было продемонстрировано существование у детей поведения, направленного на получение элементарного знания о правилах существования явления в окружающем мире, существование определенной мотивации подобного поведения и, наконец, возможность формирования некоторых внутренних «ожиданий», соответствующих реальной картине определенных моментов внешнего мира.

Дж. Брунер провел не менее интересные эксперименты с детьми в возрасте от 5 до 6 недель. С помощью специальной аппаратуры он продемонстрировал возможность новорожденных регулировать показ изображений на экране при интенсивном сосании бутылочки.

Итак, основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная индивидуальная психическая жизнь новорожденного.

К концу этого периода ребенок начинает прислушиваться к речи взрослого, поворачивать голову на человеческий голос, некоторые младенцы криком реагируют на плач других детей.

Что нового появляется в поведении младенца!

Период новорожденности полностью завершается к началу третьего месяца жизни, и младенец вступает в новый этап своего развития. Возникшая в этом периоде индивидуальная жизнь претерпевает дальнейшие изменения. Каково же основное психологическое новообразование в этот период? Родителям необходимо знать, что именно в это время возникает психическая общность, особая связь младенца и матери. Именно эта связь, психологический контакт служат исходным пунктом дальнейшего развития у малыша осознания собственной личности. Иначе говоря, у ребенка на этом возрастном этапе возникает и господствует сознание «пра–мы», т. е. такое сознание общности себя и мамы, которое еще не включает сознание себя и поэтому лишь условно может быть обозначено как сознание «пра–мы».

Два важных факта подтверждают справедливость такой точки зрения. Во–первых, исследования показывают, что младенец не способен выделить из окружающего и осознать свое собственное тело и свое самостоятельное существование; он относится к своим рукам, ногам, пальцам как к посторонним предметам и бессознательно учится координировать их движения. Психическая жизнь младенца пока лишена своего центра сознания, у него отсутствует сознание своего поведения, деятельности, своей личности, следовательно, у него еще нет самосознания, однако есть смутно чувствуемые, переживаемые впечатления.

Во–вторых, экспериментально удалось установить, что для младенца социальные отношения и отношения к предметам вначале непосредственно слиты, его интерес к предметам зависит от возможности совместного переживания ситуации с другим человеком. Это было продемонстрировано в следующих экспериментах. От младенца постепенно отдаляли предмет, который по мере отдаления терял свою притягательную силу. Однако эта сила оживала с прежней интенсивностью, когда рядом с предметом в поле зрения ребенка появлялся человек. Важно, что в этом возрасте младенец еще совсем не понимает, что он может обратиться за помощью к взрослому, как это делают более старшие дети. Таким образом было показано, что только при соприкосновении предмета с другим человеком, в условиях психической общности, в условиях созерцания «пра–мы» у ребенка возникает желание, направленное на предмет.

Формирование сознания «пра–мы» во многом обусловлено своеобразием социальной ситуации развития в младенческом возрасте, когда в силу беспомощности младенца, незрелости его биологических функций он максимально зависит от взрослых и свое отношение к миру осуществляет с помощью или через других людей. Вот почему Л. С. Выготский называл младенцев максимально социальными существами, оспаривая взгляд на младенца как на чисто биологическое существо, не знающее ничего, кроме собственных внутренних переживаний, не способное ни к какому контакту с окружающими.

Чему улыбается малыш!

Улыбается ли новорожденный? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Некоторые акушерки утверждают, что им приходилось видеть, как улыбаются только что родившиеся дети. Некоторые ученые полагают, что новорожденные улыбаются, но только их улыбка так сильно отличается от той формы движения лицевой мускулатуры, которую принято называть улыбкой, что мы просто не узнаем ее у них. Что же касается младенцев второго, а тем более третьего месяца жизни, то здесь уже все единодушны в признании существования улыбки. Однако далеко не все стимулы с одинаковой вероятностью вызывают радостное выражение малыша. То, чему станет улыбаться ребенок, во многом определяется его возрастом, а также опытом общения с внешним миром.

Вначале реакция улыбки вызывается преимущественно стимуляцией: щекотанием, ярким лучом, светом, звуками. Затем способность вызывать улыбку у младенца приобретает человеческое лицо, особенно движение глаз. И наконец, начиная с 8–й недели жизни почти у многих детей можно наблюдать улыбку, которая вызывается видом яркой игрушки.

Изучая причины особенного интереса младенцев к человеческому лицу, ученые установили, что важнейшую роль в развитии этой реакции играет определенное свойство человеческого лица, а именно наличие на нем пары высококонтрастных стимулов — глаз. Оказалось, что если показывать младенцам 2—3–го месяца жизни картинки с нанесенными на них точками, то дети будут улыбаться этим картинкам так же, как они улыбаются человеку, и эта реакция не будет зависеть от числа пар точек на картинке (их может быть две, а может быть и восемь).

Но уже к концу 4–го месяца жизни младенцы улыбаются не только виду человека. В этом возрасте они настолько настраиваются на общение с ним, что плачем реагируют на молчащего взрослого. Малыши в возрасте от 4,5 месяца и старше способны сами вызывать человека на контакт с помощью имитации тех воздействий, которые они ожидают получить от взрослого. Они «изображают улыбку» на лице (в ситуации, далеко младенцу не приятной) и издают звуки. Не получая ожидаемого ответного воздействия взрослого, многие младенцы плачут, получив желаемое — улыбаются сквозь слезы.