Здравствуй, малыш!

Врач А.В. Вахмистров пишет об обезболивании: «Чаще всего используется три вида. Первый — с помощью средств для наркоза (не путать с наркотиками) – то есть препаратов, вызывающих заторможенность, притупление всех чувств, а в больших дозах – сон. Самый распространенный, особенно в прошлом – закись азота, или «веселящий газ» (может быть, приходилось видеть в каких-нибудь фильмах, как женщина в родах прикладывает ко рту маску с закисью азота). Практически все, что вызывает осложнения, относится именно к этому методу. Кстати, не следует забывать и о психологическом действии этих препаратов на ребенка, который чувствует себя примерно так же, как человек в газовой камере (деваться некуда, а тут еще газ пустили). У Станислава Грофа есть впечатляющие описания «эфирного демона» - воскрешенные в памяти взрослого воспоминаний такого рождения.

Но есть ведь и другие методы: второй — собственно наркотики: морфин, промедол – они не вызывают сильного снотворного действия, но зато как раз эффективно снимают боль и возбуждение. Сейчас их применяют очень часто, и в целом, хотя они не вызывают таких серьезных осложнений, как средства для наркоза, они довольно токсичны для ребенка. Они могут вызвать у ребенка сонливость и подавляют сосательный рефлекс. Но что самое страшное – они навсегда запечатлевают в подсознании ребенка механизм преодоления любых трудностей, любой боли через «легкий путь» — «укололся и забылся».

Возможно, широкое применение наркотиков в родах является основной причиной широкого распространения наркомании в «развитых» странах. И первый раз «уколоться» человеку на самом деле предлагают не в подворотне и не на зоне, а в родильном зале.

И, наконец, третий — наиболее современный метод – эпидуральная анестезия, когда анестетик роженице вводят в спинномозговой канал, и она просто перестает чувствовать нижнюю половину туловища. (При этом двигать ею она тоже не может – возникает искусственный паралич). Этот метод еще сравнивают с химической перерезкой спинного мозга. В сущности, из всех методов этот самый безопасный, поскольку он почти не оказывает токсического воздействия на плод, а осложнения, связанные с повреждением спинного мозга или его корешков иглой или внесением инфекции, все же довольно редки. Единственный его минус состоит в том, что нарушается «обратная связь» между мозгом и маткой, в результате чего схватки происходят как бы в «автономном режиме», несоразмерно движениям плода, и его может довольно серьезно при этом «придавить». Но справедливости ради нужно сказать, что это случается тоже редко.

Однако у обезболивания в целом есть одна очень важная сторона. Дело в том, что сам механизм родовой боли сильно отличается от боли обычной. Возможно, не все читатели об этом знают, но восприятие боли состоит из двух компонентов: 1) силы воздействия на нервные окончания и 2) уровня определенных гормонов в крови, а он напрямую зависит от эмоций, поскольку и эмоции, и выработка гормонов контролируется в одном участке головного мозга — в гипоталамусе. Именно поэтому человек «в пылу борьбы» может не заметить, как его ранили. И наоборот, если человек подавлен, боится, тревожится, даже маленькое повреждение может вызывать очень сильную боль.

Теперь понятно, почему очень важна обстановка родов — чем более она психологически комфортна, тем меньше физическая боль в родах. Но главное даже не это. Психологическое состояние мамы и ребенка взаимосвязано — и если возможность материнских эмоций влиять на ребенка понимается многими, то о возможности обратного – влияния эмоций плода на маму – догадываются далеко не все. Но тем не менее это реальный факт, который реализуется через гормональный фон — ведь кровь мамы и ребенка контактирует друг с другом в плаценте, и хотя между ними есть барьер, многие вещества преодолевают его как в одну, так и в другую сторону. Скорее всего, есть и другие, пока не открытые наукой механизмы.

А во время родов эмоции ребенка просто перехлестывают через край, ведь он переживает реальный опыт умирания. Его вселенная, кроме которой он ничего не знает, рушится прямо на него. А поскольку эмоции ребенка абсолютны, не ограничены сознанием, они достигают чудовищной силы. Во время родов ребенок испытывает ужасный страх смерти, особенно в период раскрытия шейки матки, до начала потуг. И мама чувствует этот страх. Именно поэтому самыми болезненными обычно бывают схватки незадолго до родов — в этот момент ребенка сжимает сильнее всего, и мама может почувствовать, что ей страшно. Самое нужное в этот момент – осознать этот страх и попытаться успокоить ребенка – сказать ему: «Ничего страшного, это ненадолго, скоро ты выйдешь оттуда. Мы наконец-то встретимся, тут тебя и папа ждет; Господь нас не оставит...»

Молитва здесь очень помогает («Кто в море не плавал и детей не рожал – тот Богу не маливался» – русская народная пословица). Кстати, именно в этот момент особенно важна роль отца, который успокоит, поддержит и тоже помолится. Наверное, со стороны получается такая вот цепочка: ребенок за маму, мама за папу, папа за Бога – вытянули репку. И ребенок чувствует, что его не бросили, что он не один – эмоциональная буря может немного уменьшиться, а в результате – материнская физическая боль тоже уменьшается.

А что происходит в грустной реальности роддомовских родов? Мама не понимает, что с ней происходит, и единственным ее желанием становится – не слышать, заткнуть уши, отключиться от этого страха, от ребенка, от себя – и ей делают обезболивание, она остается отдельно, ребенок со своим ужасом – отдельно. Потом мать будет удивляться, что не может найти с ребенком общего языка. У ребенка развивается определенное эмоциональное бесчувствие, он не может уже жить эмоциями – они настолько болезненны, что становятся нестерпимы.

Кроме того, у женщин, которым делают обезболивание во время родов, грубо нарушается становление материнского чувства. (Это даже в опытах на животных подтверждается – самки, которым обезболивали роды, отказывались от своих детенышей). А ведь физиологический ход родов придуман исключительно гармоничным — потому что он "запрограммирован" на совместные действия мамы и малыша.

Хорошие роды похожи на танец — если у вас есть возможность достать кассеты с записями домашних родов, вы поймете, о чем я говорю. Любое движение ребенка по родовому каналу соразмеряется с силой потуг и наоборот. Если этот процесс разделен — осложнения неизбежны.

И последнее — одно вмешательство в естественный ход родов влечет за собой другое. Если роды стимулированы, а не начались естественным образом, во-первых, сами схватки гораздо более сильны, а во-вторых, ребенок чувствует гораздо больший страх. Поэтому стимулированные роды всегда намного болезненнее».

Отклонения в процессе родов