Letters (Issues 1-8)

Третий способ обучения души к частому обращение к Богу есть частое, в продолжение дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь что, - говори: Господи, благослови! Кончаешь дело, - не языком только, но и чувством сердца, - говори: слава Тебе, Господи! Страсть какая подымется, - говори: спаси, Господи, погибаю! Находит тьма смутительных помышлений, - взывай: изведи из темницы душу мою! Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним, - молись: настави мя, Господи, на путь, или - не даждь во смятение ноги моея. Грехи подавляют и влекут в отчаяние, - возопий мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному. Так и во всяком случае. Или просто чаще говори: Господи, помилуй! Владычице Богородице, спаси меня! Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня! Или другим каким словом взывай. Только - сколько можно - чаще делай эти воззвания, всячески стараясь, чтобы они выходили из сердца, как бы выжатые из него. Когда будем так делать, - будут у нас совершаться частью, умные восхождения из сердца к Богу, - частые обращения к Богу, - частая молитва; а это учащение сообщит нам навык умного собеседования с Богом.

Итак, кроме молитвенного правила - научать душу молитвенно возноситься к Богу, существуют еще три способа, вводящие в молитвенный дух. Это - посвящать утром несколько времени на богомыслие, - всякое дело обращать во славу Божию и - часто обращаться к Богу краткими воззваниями. Когда утром хорошо будет совершено богомыслие, - оно оставит глубокое настроение к помышлению о Боге. Помышление о Боге заставит душу всякое действие свое - и внутреннее и внешнее - осторожно содевать и во славу Божию обращать; а то и другое поставят душу в такое положение, что из нее часто будут исторгаться краткие молитвенные воззвания к Богу. Эти три богомыслия, творение всего во славу Божию и - частые воззвания суть самые действительные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу. Кто положил упражняться в них, тот скоро приобретет навык - полагать восхождения в сердце своем к Богу. Отторгшись от земли, душа вступит в свою область и будет сладостно обитать горе - здесь сердечно и мысленно, а там - и существенно сподобится пребывать пред лицем Бога.

228. Отзыв о графе Льве Толстом

К Морщанскому протоиерею Л.Я. Воскресенскому, товарищу почившего Святителя по Киевской Духовной Академии

В то время, как наши "интеллигенты" с благоговением прислушиваются к каждому слову новоявленного лжепророка, графа Льва Николаевича Толстого, православные русские люди с глубочайшим вниманием следят за содержанием многого множества писем, появляющихся в духовных журналах, - писем, принадлежащих перу великого подвижника и светильника нашей Русской Церкви, в Бозе почившего святителя Феофана. Из своего тихого затвора на Выши этот смиренный пастырь-старец неутомимо разливал благодатный свет истины Христовой, и сколько душ жаждущих этого света, этой благодатной истины напоены его словом, воистину благодатным! Не забудем, что этот святитель дал нам превосходные, незаменимые толкования на всего Апостола Павла, дал нам богатейшую сокровищницу писаний святительских в пяти громадных томах Добротолюбия, дал нам неоцененную книгу Путь ко спасению, составил свод Евангельских сказаний, за который удостоен степени доктора богословия, и многое множество других творений. Так что письма к разным лицам, которые теперь, после его блаженной кончины, посыпались в изумительном множестве на страницы духовных журналов, - это плод, так сказать, его досуга, если только можно назвать досугом сравнительно легкий труд ответов на письма, после трудовых часов, посвященных книжному деланию.

Отзыв такого святого мужа, такого знатока души человеческой, такого высокопросвещенного, даже в смысле научном, человека (он знал несколько иностранных языков и его библиотека более, чем на половину, состоит из иностранных книг), - отзыв, говорим, такого мужа о лжеучении графа Толстого для православных особенно должен быть авторитетен: в нем они должны видеть предостережение и как бы грозный окрик голоса самой церкви. Пусть этот окрик резок, силен, но этого требует самое положение дела, этого требует наша легкомысленная ветренность в вопросах веры, с какою мы встречаем всякого хулителя Церкви. Послушаем же, что пишет святитель подвижник одному из присных по духу чад своих:

Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитавшись сочинения Толстого. Диво! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос - простой человек. В его писаниях - хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин (курсив везде подлинника), как написал сам св. апостол Павел волхву Еллиму, противившемуся его проповеди на острове Кипре (Деян.13:8-10). Этот бесов сын дерзнул написать новое Евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. И за это он есть проклятый апостольским проклятием. Апостол святый Павел написал: "кто новое Евангелие будет проповедывать да будет проклят, анафема" (Гал.1:8). И чтобы все затвердили это добре, в другой раз это подтвердил (ст.9). В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши, например: Иоан. гл. 1-я, ст. 1-й, а самый текст - другой. Посему он есть подделыватель бесчестнейший, лгун, обманщик.

Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте. В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, и всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы духовные кто читает? А тетрадки Толстого ходят по рукам секретно, и секретно распространяют ложь" (Тамбовские Епархиальные Ведомости, 1895. №32).

Ревностью Илииною дышит сие слово великого подвижника-святителя. Невольно восстает в воображении образ другого великого обличителя ересей - преподобного Антония Великого, который из глубокой пустыни подвигся и пришел на шумные улицы Александрии, чтоб обличить зловерие еретическое. Для православных слова довольно. Имеяй уши слышати - да слышит!

229. Засвидетельствование памятования и благословение