Letters (Issues 1-8)

Если справлюсь, теперь же пошлю вам своих книжек, а то не много после. Прошу принять.

Благослови вас Господи всяким благословением. Прошу ваших св. молитв.

Е. Феофан.

P.S. Забыл сказать: у меня нет ревматизма, есть подергивание ног, икроножные спазмы. Книжки пошли: 4 и 5 т. Добротолюбия и древние уставы, еще Путь ко спасению, и Что есть духовная жизнь. Ваши уставы с книжками положены.

30 августа 1893 г.

246. Ответ на разные вопросы об устройстве скитского жития

Заветное слово пастырям церкви

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. игумен.

Вы опять задаете мне кучу вопросов о предметах, в которых я не смыслен. И лучше бы мне было ответить вам: устрояйте, как укажет ваша многоопытная мудрость; но послушания ради скажу, что придет в голову, не как однако решительное определение, а как мнение для ваших дальнейших соображений и постановлений. Буду исходить от мысли, что скит назначается для преуспеяния тем инокам, кои дошли, после обычных подвигов внутренних и внешних, до того, что чувствуют сильное влечение внутрь, чтобы быть там с единым Господом.

1. О саде. - На что запускать его, но так поставить дело садоводства, чтоб оно не занимало скитников. Пусть управляется с ним садовник.

2. Скитян не занимать садоводством. В саду устроенном редко бывает нужда во многих рабочих руках. Тогда присылать послушников из пустыни. От скитских корпусов, домов или келий - сад отделяется особою стеною, за которою не видны и не слышны работы.

3. Келлия садовника пусть стоит где-либо в уголку, - в саду особо. Он сам и с своими занятиями ни чем не может мешать скитянам. Хата при кирпичном заводе: пусть будет вне ограды сада скитского, подальше. Ограда сада соединяется с оградою скита. Здания же скитские отделяются от сада особою стеною, с калитками.

4. В келлии садовника жить будет садовник, какой найдется. Пустынник, скитник и даже мирянин, знающий дело, а хата кирпичная, кто гож на дело; может быть и совсем чуждый и скиту, и пустыни.

5. Пасека удободвижна. Отдалите ее как можно дальше от скита, чтобы и помышления о ней не было.

6. "Не лучше ли оставить все, как есть?" Тогда это будет тоже, что пустынь, только в меньшем размере, и хлопотать о ней не из чего. Скитники преимущественно должны быть послушники, и уже в летах. Кухня проста, понедельник, среда и пятница - сухоядение: ломоть хлеба и кружка воды в 3 часа. В прочие дни щи и каша. Или одни щи, а каша только в субботу и воскресенье. Для такого стола довольно двух-трех послушников. Из самих скитников можно учредить для сего череду. Хлебопеков и просфорников не нужно. Будут привозить из пустыни. - Просфоры потребуются только для литургии. Подавать на проскомидию некому. Внутрь скита никого не впускать никогда. В скиту все старцы, и нет нужды строить особых келий, на особом дворе.

7. Как не требуется двор особый, нечего определять рядом или поодаль.

8. Это все одно, потому что одно у всех дело. Потому и келлий отдельных нет нужды строить.

9. Внутренние стены, думаю, устроять, как обычно делаются в монастырях. Надо только, чтоб внутри могло быть довольно воздуха на одного. Разве тоненькие капитальные простенки сложить.

10. В скиту все послушники. Иеродиаконов и иеромонахов не больше двух - по два. В келлии каждый один скитник живет и сам себе послушник. Для определения в скит требуется, чтоб поступающий был терт и перетерт в пустыне, а главное, имел тяготение внутрь. - Скитники все службы церковные, пение и чтение справляют сами, голосовито это или безгласно.