Letters (Issues 1-8)

Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и вас с праздниками, уже прошедшими, и с новым годом наступившим. Даруй вам Господи быть здоровою и веселою.

Вы получили от матушки своей предуведомление, что умрете. Что же? Общий путь! Благодарите Господа, что дано такое напоминание и приготовьтесь. Хоть может быть это и не совсем скоро будет, но все же будет. К готовому смерть никогда не приходит рано.

Порадовался и я от души, что дело N.N. решилось в ее пользу. Но, ведь, и еще надо ждать пересуда в СПБ. Там - главное. Если и там по сему же решат, то и торжество.

Владимирская красавица лихих лошадок купила, вероятно, для племянника с племянницею, кои в Москве, около генерал-губернатора. А если для себя, то ей следует епитимия.

Я, слава Богу, здоров, но глаза идут своим чередом.

Ныне только кончил второй том Добротолюбия. Пошлю афонцам для переписи и печатания. Протянется это однако ж с полгода, если не более.

Теперь возьмусь за толкование послания к Евреям, которое отстало.

Всем вам Божие благословение. Спасайтесь!

Ваш богомолец Еп. Феофан. 28 января 1884 г.

437. О разных новостях и о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Хоть запоздавши, но искренно приношу вам благодарность за поздравления и благожелания праздничные. Желаю и вам всего доброго преизобильно в текущий год.

Что такая беда стряслась с N. и N.N., очень жалею. Вина в нашем излишнем доверии к честности некиих господ. Заведем доброе дело, а проверять строго исполнителей совестимся. Вот и расплачивайся! Очень жалею.

Что о. архимандрит Димитрий стал владыкою Димитрием, этому очень рад. Давно бы следовало. Он достойнейший человек, украшенный светлыми качествами ума и сердца. Благослови Господи ему потрудиться теперь в архиерействе.

Карточку Преосв. Воронежского получил. Благодарствую. Какой он безплотный! Да будет он светилом, светящим широко вокруг.

N. воротились с лекарствами. Что-то им Бог даст! Но я отказываюсь от Вревского. Он за глаза не лечит, а я не могу ему показаться на глаза. Вот и расходимся! Если о. Иона Киевский вымолит, или о. Иоанн Кронштадтский, к которому я писал, то и добре. А если грехи мои не дадут прохода к Господу молитве их, то буди воля Божия!

И я уж сложился почти встретить слепоту, не хныкая. Вот придет время! Лежи! А теперь и лег бы, да не уложишь. Все совестно без дела.

Всем вашим поклон и полные благожелания. Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 26 января 1884 г.