«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Кайтесь, кайтесь!» пламенно взывал в одной из своих проповедей в подворье Леушинского монастыря о. Иоанн: «Приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете». Игумения Таисия, 80-летняя старица, спросила о. Иоанна: «когда же, батюшка, это время будет?» – На это о. Иоанн ответил: «Мы с тобою, матушка, не доживем, а вот они – указал он рукою на монахинь, – доживут».

Все это, как мы видим, исполнилось.

И каким жалким, наивным детским лепетом представляются нам, после всего этого, самоуверенные утверждения некоторых политических и общественных деятелей, что если бы, мол, приняты были те или другие меры, осуществлены такие-то и такие-то необходимые, по их мнению, реформы, то революции и последовавших за нею кровавых бедствий не было бы.

Революция и притом такая, какая она была, – страшная, кровавая, неизбежно должна была бы быть, поскольку не было вразумления у русского народа, зарвавшегося в своем отступлении от Церкви, в своем безумном богоборчестве. А это отступление от Церкви, это безумное богоборчество началось, хотя и не всегда смело себя открыто проявлять, еще задолго до 25 октября 1917 года. В 1917 году произошло лишь то, что давно подготовлялось, давно назревало – как бы некое извержение вулкана, которое безполезно было бы стараться пресечь чисто внешними мерами.

Могли быть лишь одни средства к пресечению постигших Россию кровавых ужасов – средства духовно-благодатные, но к ним не пожелали прибегнуть: столь далеко зашло отступление русского народа во всех его слоях от Церкви!

И Россия должна была естественно испить до дна чашу праведного гнева Божия.

Но почему именно России выпал такой тяжкий жребий – испытать все эти ужасы, которые, как показало истекшее сорокалетие, действительно превзошли всякое человеческое представление?

По слову Писания: «Кому много дано, с того больше и взыщется» (Лук. 12, 48).

Сколькими благодатными сокровищами наделил Господь Россию, даровав ей величайшее в мiре сокровище – чистую и неповрежденную св. Православную Веру, сделав ее «Святою Русью», «Домом Пресвятыя Богородицы», сколько дивных знамений показал над нею, «избавляя ее от врагов сильнейших и покаряя ей народы», «сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанныя знамения – в св. мощах и чудотворных иконах», и «однакож», как отмечал это еще в конце прошлого столетия святитель Феофан: «россияне начали уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падала в неверие, другая отпадала в протестантство, третья начала тайком сплетать свои верования, в которых думала совместить и спиритизм и теологическия бредни с Божественным Откровением»... И вот – «Зло растет», скорбел святитель Феофан: «зловерие и неверие поднимают голову; вера и православие слабеет. Ужели же мы не образумимся? – и будет, наконец, то же и у нас, что, например, было у французов (то есть революция) и других»… («Мысли на каждый день года» стр. 187-188).

Кажется, сказано ясно!

Революция в России произошла потому, что темные духи зла, в своей упорной вековечной борьбе с Богом, не могли не употребить всех своих вышеестественных усилий для того, чтобы сломить такой оплот истинной веры на земле, которым была Святая Русь. С другой стороны, и русский народ-Богоносец не мог не понести самой тяжкой кары Божией за свою измену Богу.

Вот и наступил столь страшный для русского народа день 25 октября 1917 года!

Где же теперь искать спасения? И не только для русского народа, а и для всего человечества, судьбы которого ныне так тесно связаны с судьбами русского народа?

И на это мы находим ясный ответ все у тех же прозорливых мужей, предрекших постигшее нас бедствие.