«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Непримирим должен быть христианин к «мiру сему, во зле лежащему», то есть ко всякому злу, происходящему от диавола, и проявляющемуся во всевозможных греховных страстях и пороках, воюющих в мiре, о чем так ясно и просто говорит св. Апостол Иаков, брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

Непримирим должен быть христианин к своей собственной греховной воле, поскольку она мешает ему исполнять волю Божию, почему и заповедано каждому желающему быть последователем Христовым «отвергнуться себя и взять крест свой» то есть быть готовым на какие угодно лишения, скорби и страдания за Христа вплоть до мученической смерти за Него (Марк. 8, 34-37).

Непримирим должен быть христианин и к злой, греховной воле других людей, стремящихся отклонить его от служения Богу и последования за Христом.

Непримирим он должен быть, как это видно из вышеприведенных слов Христовых, даже к своим ближайшим сродникам по плоти – отцу и матери, сыну и дочери и другим, – вплоть до «спасительной», по выражение Святых Отцев, «ненависти к ним», если они отвлекают его от любви ко Христу.

Тем боле должен быть непримирим истинный христианин ко всем явным богоборцам, богохульникам, гонителям веры и Церкви, отступникам, еретикам и раскольникам.

Что это так, об этом ясно свидетельствует Слово Божие.

«Аще (кто) Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» – сказал Сам Господь Иисус Христос (Матф. 18, 17).

«Какое согласие между Христом и велиаром? или какое соучастие вернаго с неверным?» – говорит в своем послании к Коринфянам Св. Апостол Павел: «... и потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и нечистоте не прикасайтесь»… (2 Кор. 6, 15, 17).

«Кто приходит к вам и не приносить сего учения (истинного учения Христова), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 1, 10-11) – учит никто иной, как именуемый «Апостолом любви» возлюбленный ученик Христов Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.

«Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет отлучен до пришествия Господня» («Анафема маранафа»), то есть с тем не должно иметь христианам никакого общения – наставляет Св. Апостол Павел.

«Еретика, после перваго и втораго вразумления, отвращайся» – наставляет он же своего ученика Тита, поставленного им во епископа на острове Крите (3, 10).

Итак, христианство вовсе не проповедует безразборчивого мира в отношении ко всем, а наоборот – внушает непримиримость ко злу и нечестию и предостерегает от дружественного общения с носителями этого зла и нечестия.

Что это так, об этом особенно живо и вразумительно говорит в своем 6-м «Слове о мире» великий отец Церкви и вселенский учитель св. Григорий Богослов, сам давший высокий пример миролюбия своим отказом от кафедры Архиепископа Константинопольского:

«Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом ... Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» (Часть I, стр. 192).