«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пятидесятилетие преставления Святейшего Патриарха Тихона.

1925-1975 г.

В самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта ст. ст., на исходе этого дня, исполняется ровно 50 лет со дня кончины, несомненно мученической, хотя прямых доказательств этого нет, великого исповедника наших апокалиптических дней Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России — последнего нашего Всероссийского Патриарха, законно избранного свободно-созванным Поместным Всероссийским Церковным Собором 1917 года.

Авторитет его был и остается настолько высоким, что им подкрепляли и доселе подкрепляют себя не только стоявшие и стоящие на правом церковном пути, но и те, кто далеко отклонился от этого пути, криво толкуя в свою пользу слова, поступки и образ действий Святейшего. Ни на один миг мы не смеем забывать, что покойный почти все годы своего патриаршества (1917-1925 г. г.) в полном смысле слова провел в плену у жесточайшей богоборческой власти, которая главным врагом своим считала Православную Церковь, а потому не останавливалась ни перед чем, лишь бы только сломить и уничтожить ее. Странно поэтому, что и до сих пор еще есть люди, которые считают все, что связывалось с именем Святейшего Патриарха Тихона, выражением его свободного волеизъявления, особенно, когда доподлинно известно, что многие акты, исходившие будто бы от него, находились в полном противоречии с тем, как он действительно был настроен, судя по другим его актам, и как он неофициально высказывался в разговорах с лицами, коим доверял.

Единственный акт, безусловно достоверный, несомненно ему принадлежащий, изданный им, когда он еще имел возможность свободно высказываться, это — исторический акт 19 января 1918 года, в котором он мужественно анафематствовал большевиков за воздвигнутое ими гонение на Церковь и за жестокие и зверские избиения ни в чем неповинных людей без всякаго суда, с попранием всякаго права и законности, и.предостерегал всех верных чад Православной Церкви "не вступать с таковыми извергами человеческого рода в какое-либо общение: "измите злаго от вас самих" (1 Кор. 5, 13)"

Второй, подобный первому по своему содержанию, акт, также не возбуждающий никаких сомнений в подлинности его происхождения, это — послание Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров по случаю первой годовщины октябрьской революции от 26 октября 1918 года.

И в этом подлинно-историческом документе Святейший Патриарх Тихон, как истинный Первосвятитель Российской Православной Церкви и печальник о верных чадах ее, безбоязненно высказал большевикам всю правду об их жестоком безчеловечном властвовании над русским народом.

"Захватывая власть и призывая народ довериться вам," — так писал он в этом послании, — "какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Mатф. 7, 9-10). Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мiровой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, разстрела. Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати злобные богохульства и кощунства. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины-прихода, разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви.

Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование, и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти; но чем выше будет подниматься "столп злобы" вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости наших обличений... отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Матф. 26, 52)".

В этих двух решительных посланиях неустрашимого борца за Правду Божию ясно, недвусмысленно и ярко выразился духовный лик Святейшего Патриарха Тихона, и только слепому или злонамеренно-закрывающему глаза на правду может быть не ясно, что все позднейшие акты, так или иначе связываемые с его именем, не могут быть подлинными, не могут быть выражением его свободного волеизъявления, если в них есть какое-либо противоречие или разногласие с мыслями, так правдиво и убедительно высказанными в этих двух вышеприведенных актах.

Важен для нас и третий акт, который вполне гармонировал с двумя вышеназванными и потому несомненно подлинный и дополняющий характеристику Святейшего Патриарха Тихона. Это — указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года, в котором сказалась мудрая дальновидность нашего Первосвятителя, провидевшего то, что должно было неизбежно случиться и действительно случилось еще при его жизни, когда "Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом" фактически "прекратило свою деятельность", потеряв свободу волеизъявления, и все указы издавались уже не свободно, а под давлением враждебной истинной Церкви богоборческой власти, а потому, по совести, не могли никем из благоразумно-настроенных служителей и чад Церкви приниматься к исполнению.

Согласно этому постановлению № 362, "в случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти". Организация такой высшей инстанции для целой группы епархий, как говорится дальше в том же постановлении, "составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея".

На основании этого постановления и было организовано Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, а затем и Высшее Церковное Управление заграницей. Враги нашей Русской Православной Церкви заграницей любят утверждать, что Святейший Патриарх Тихон упразднил это Высшее Церковное Управление заграницей своим указом от 22 апреля/5 мая 1922 года за его "политические выступления". Но характерно, что этот указ даже не был подписан Патриархом, а Архиепископом Фаддеем. Для всех безпристрастно-настроенных людей было совершенно ясно, что этот указ, столь не созвучный с прежними актами, исходившими от Святейшего Патриарха Тихона, не мог быть актом его свободного волеизъявления. Даже Митрополит Евлогий, впоследствии отколовшийся от нашей Русской Православной Церкви заграницей, во имя "верности Матери Русской Церкви", в начале держался такого именно мнения, что и выразил в своем письме от 3/16 июля 1922 года Митрополиту Антонию, в котором прямо заявлял, что "документ этот имеет характер политический, а не церковный, а потому за ним он не признает никакой обязательной силы", так как издан он несомненно "под давлением большевиков".

Все же Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей 31 августа 1922 года, обсудив происшедшее, постановил: "Высшее Церковное Управление упразднить. На основании же постановления Патриарха и органов церковного управления при нем от 7/20 ноября 1920 года за № 362 образовать временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей".