«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Весьма характерно и то, что иностранцы, принимающие Православие, но в то же время чуждающиеся православной русской культуры, свысока смотрящие на нее и считающие, что им, как не-русским, можно пренебрегать ею, очень часто сбиваются с пути, начинают изобретать какое-то свое собственное «православие» и создают даже свои своеобразные «секты», в которых ничего православного, кроме названия, нет. Такие случаи нам хорошо известны.

В силу всех этих вышеуказанных фактов и соображений, нам чрезвычайно важно беречь наш Свято-Троицкий монастырь, именно как «уголок Святой Руси», ибо если он перестанет быть таковым, и от Православия в нем может постепенно ничего не остаться, и сделается он воистину «солью обуявшей», чего да не будет!

А опасность велика! Старшие братия, еще помнящие нашу прежнюю Святую Русь и носящие в себе более или менее дух православной русской культуры, стареют, дряхлеют и уходят в иной мiр, а смены очень мало, слишком недостаточно для того большого дела внутренней и внешней миссии, которую Св. Троицкий монастырь жертвенно и самоотверженно выполняет, помышляя отнюдь не о каких-либо своих личных интересах и выгодах, а исключительно о торжестве истинной веры и Церкви в современном Богоотступническом мiре — о торжестве Святого Православия, которому одному только наша братия преданно и беззаветно служит.

Вот в нынешний великий день нашего престольного праздника мы и обращаемся ко всем православным русским людям, которым дорога наша св. православная вера, с горячим призывом — вступать в ряды нашего духовного воинства, поборающего за Св. Православие, пополнять нашу братию, у кого действительно есть ревность о славе Божией, о Христе- Спасителе нашем и об истинной вере во Христа и добрая воля, самоотверженно, не ища «своих си», послужить нашей Святой Церкви — Церкви истинно-православной, среди всего этого ужасающего духовного мрака, все более и более окутывающего весь современный мiр.

Святая Русь — наш идеал.

В первую неделю по Пятидесятнице установлено праздновать память Всех Святых — всех тех, просиявших подвигами своей святой жизни людей, которые когда-либо и где-либо жили на земле и украшены Самим Богом нетленным венцом святости, что так или иначе засвидетельствовано разного рода знамениями и чудесами. И это потому, что никто из смертных, склонных ко греху людей, не может достичь святости одними собственными своими силами. Делает это благодать Святаго Духа, дарованная Церкви Христовой в день Пятидесятницы, которая перерождает греховную природу человека, становящегося под ее воздействием «новой тварью», способной к святой, богоугодной жизни, путем преодоления гнездящегося в душе греховного начала. Но это происходит, конечно, не без участия самого человека, не помимо его собственной воли, трудов и усилий. Получает эту возрождающую благодать только тот, кто сам искренно к этому стремится, доказывая искренность своего стремления молитвою к Богу о ее даровании и собственными трудами и усилиями, направленными к ее получению.

Все это мы и видим на примерах жизни многих святых угодников Божиих, читая со вниманием жития их. И что особенно примечательно и для всех нас утешительно: многие из них достигли нетленного венца святости, стали великими праведниками после того, как вели первоначально жизнь великих грешников. Такова необыкновенная возрождающая сила святейшей благодати Божией! Но... в том лишь случае, если и сам человек проявит необходимую силу воли для коренной перемены своей жизни и получения этой всесильной Божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».

Первая неделя по Пятидесятнице посвящена, таким образом, прославлению святости, как конечной цели жизни каждого человека-христианина, как высшего идеала христианства, к которому призываются все люди. И внушается всем нам стремиться к стяжанию благодати Божией, без помощи которой напрасны будут все наши собственные труды и усилия. Понятно поэтому, почему наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский, в своей замечательной беседе со своим «служкой» Мотовиловым о цели христианской жизни прямо и категорически указал ему цель эту в «стяжании Духа Святаго Божияго».

Именно этим путем и шли «Все Святые, в Земли Российстей просиявшие», память которых установлено нашей Русской Церковью праздновать в следующий воскресный день — в неделю 2-ую по Пятидесятнице.

Но для чего установлено это особое празднование, сверх общего празднования в честь «Всех Святых», независимо от того, к какому народу они принадлежали, в какой стране они родились и жили?

Конечно, смысл этого празднования, в том, чтобы начертать перед духовным взором всех русских людей высокие примеры святой жизни в лице наиболее близких им людей — их соотечественников. Такие примеры действуют особенно сильным, воодушевляющим образом. Вот почему празднество в честь «Всех Святых, в Земли Российстей просиявших» установлено с целью побудить всех православных русских людей стать на путь истинно-благочестивой жизни, ведущей к святости.

Это — наш величайший национальный русский праздник, который должен быть особенно близок и дорог душе каждого православного русского человека, не отрекшегося от любви к Богу и своему Отечеству — Святой Руси. И самое это название «Святая Русь» объясняется и оправдывается именно тем, что Русская Земля на протяжении всей своей христианской истории дала целый величественный сонм святых угодников Божиих, вышедших из среды всех слоев и званий русского народа от иерархов и князей до простых иноков и рядовых верующих мiрян. И весь русский народ в целом всегда благоговел перед идеалом святости и глубоко чтил своих родных угодников Божиих, воздавая им высокие почести и призывая их в молитвах. И многие, весьма многие старались, в меру сил своих, подражать подвигам их святой богоугодной жизни, а если и отступали, по человеческой немощи, от пути святости, то спешили приносить искреннее покаяние. И как любили прежде русские люди не только призывать в молитвах своих отечественных подвижников благочестия, но и совершать паломничества к их святым мощам, иногда идя пешком за сотни верст!

Подлинными разсадниками духовного просвещения, очагами православной русской культуры были у нас многочисленные иноческие обители, основанные этими отвергшимися себя, по слову Христову, подвижниками благочестия, а в особенности наши славные лавры. Из них главным светочем духовного просвещения в Киевской Руси была прославленная подвигами многих святых наша знаменитая Киево-Печерская Успенская Лавра, а на северо-востоке в Московской Руси — Троице-Сергиева Лавра, распространившая вокруг себя множество новых иноческих обителей, основанных учениками преподобного Сергия, «игумена всея Руси», как его благоговейно называли верующие русские люди, во множестве стекавшиеся со всех концов русской земли на поклонение его святым мощам. На эту великую святыню русского народа не посмели посягнуть даже лютые безбожники, и доселе перед его святыми мощами возносятся непрестанные молитвы приходящими туда отовсюду богомольцами.

Иноческий идеал отреченья от мiра сего, во зле лежащего, высоко чтился русскими людьми, и многие посвящали себя иноческой жизни. Сами князья считали за честь для себя хотя бы перед кончиной своей облечься в иноческий образ. И хотя иноки уходили от мiра, но мiр сам шел за ними и к ним, чтобы почерпнуть от них духовные силы, «яже к животу и благочестию», научиться тому, что «едино есть на потребу», получить подлинное просвещение и ума и сердца. Монастыри и спасавшиеся в них подвижники духовно воспитывали наш православный русский народ, возводя его от прежней языческой тьмы к истинному свету Христову.