«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И в этом для нас вернейший залог будущего воскресения России, как Святой Руси, если мы окажемся достойными того за наше искреннее покаяние и обращение к Богу — ко Христу и Его Святой Церкви!

Вот наш настоящий путь спасения! А никакого другого нет, и быть не может!

Слово Ректора Св.-Троицкой Духовной Семинарии

Архиепископа Аверкия на Годовом акте Св.-Троицкой Духовной Семинарии 2/15 июня 1975 года, в нед. 7-ую по Пасхе, Св. Отцев 1-го Вселенского Собора.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы отметить благодарением Богу окончание 27-го учебного года нашей Св.-Троицкой Духовной Семинарии, основанной в 1948 году нашим общим Аввою Высокопреосвященным Виталием, Архиепископом Восточно-Американским и Джерзиситским с целью подготовки новых пастырей для нашей Русской Православной Церкви Заграницей. Приветствуя всех собравшихся, считаю особенно необходимым отметить, что этот день Акта Семинарии в нынешнем году совпал со знаменательной для православного русского человека датою — шестидесятилетием кончины глубоко-верующего православного русского человека-христианина, великого русского поэта-отечестволюбца, представителя нашего Российского Царственного Дома — Великого Князя Константина Константиновича, известного в свое время всей России по своим стихотворным произведениям, как поэта «К. Р.», поскольку он сам имел обыкновение так подписываться. И мы счастливы, что в этот знаменательный день можем от всего сердца особенно приветствовать находящуюся сейчас здесь среди нас Высокую Гостью — Его родную дочь Ее Высочество Княжну Веру Константиновну, разделяющую с нами все скорби изгнания из нашего поруганного и порабощенного лютыми безбожниками Отечества.

«Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Благоверному Государю и Великому Князю Константину Константиновичу и сотвори Ему вечную память!»

(Общее пение всеми: «Вечная память!»)

Ныне поминаемый усопший Великий Князь был настоящим православным христианином, а потому все Его литературные произведения были проникнуты подлинным православно-христианским духом и настроением, что для нас именно ценно и дорого. Вследствие этого я рекомендовал бы всем, а особенно нашим семинаристам поближе познакомиться с Его литературными произведениями. Это особо-важное значение имело бы для наших семинаристов, выросших и получивших свое воспитание в безбожной среде или в изгнании, за пределами нашего Отечества, бывшего некогда Святой Русью, где во главу угла всей жизни ставилась наша св. православная вера, а Св. Церковь была общей для всех русских людей — от Монарха с Его Семейством и со всеми высшими классами общества до последнего простолюдина и самого скромного крестьянина — воспитательницей и духовной руководительницей. Благодаря этому и возникла имеющая теперь почти тысячелетнюю давность православная русская культура, приобщение к коей даже иностранцев-иноверцев зачастую влекло за собой и просвещение их светом истинно-христианской православной веры.

Вот почему нам так дорога наша русская культура, и мы всячески стараемся дать нашим семинаристам образование и воспитание именно в духе этой нашей православной русской культуры, ближе ознакомить их со всеми достижениями и памятниками ее, сколь это ни трудно в наших условиях изгнаннической жизни. Но это знакомство с русской культурой совершенно необходимо, так как оно помогает всем, не знающим нашей прежней России-Святой Руси быть не только по имени, не только чисто-формально, НО И ПО ДУХУ действительно православными христианами, глубоко убежденными и преданными своей святой вере и Церкви.

Ведь только когда вторглось к нам с обезбоженного Запада безбожно-материалистическое мiровоззрение, объявившее войну Богу и вере во Христа Его, усиленно пропагандируемое и настойчиво-внедряемое врагами нашей веры и нашего православного Отечества, рухнула Россия, стерта была с лица земли Святая Русь и на ее место водружен «престол сатаны» (Апок. 2,.13), угрожающий теперь страшной гибелью всему мipy.

И сколь ни скромна наша Семинария с ее весьма скромными возможностями, приходится совершенно безпристрастно — и отнюдь не с каким-либо чувством гордости или тщеславия (ибо гордиться нам нечем, кроме немощей наших!) — отметить, что в настоящее время нет другого такого духовно-учебного заведения, которое бы преследовало такие именно цели и задачи, как наша Св.-Троицкая Семинария, стремящаяся воспитывать и образовывать новых пастырей в духе идеалов Святой Руси и преданности истинно православной вере и Церкви.

Вот почему в нынешний день я горячо призываю всех православных русских людей дорожить нашей Семинарией, беречь ее и всеми способами поддерживать ее, дабы она могла возможно более успешно и невозбранно исполнять свою высокую миссию служения истинной Христовой Церкви, на которую так яростно, как никогда еще, ополчаются все безчисленные явные и тайные враги ее во всем современном Богоотступническом мiре.

Нам нужны строго-православные по своим убеждениям, жертвенно-настроенные, идейные преподаватели, поскольку старые постепенно «выбывают из строя» и уходят в иной мiр.