Толкование на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла
Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение.
Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода - не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.
Но во всем являем себя, как служители Божии.
Это гораздо выше: не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал: показываем себя, но являем себя, то есть на деле показываем себя таковыми.
В великом терпении.
Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть чрез терпение, и не просто чрез терпение, но чрез великое терпение. Ибо недостаточно перенести одну какую-нибудь беду или две, но должно терпеть до конца.
В бедствиях, в нуждах.
Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия.
В тесных обстоятельствах.
Этим словом означается голод или просто искушения.
Под ударами, в темницах
И удары, и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.
В изгнаниях.
То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.
В трудам, в бдениях, в постах.
Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя и других, и вместе с тем бодрствовал и постился.
В чистоте.
Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь.
В благоразумии.
То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.