«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

узрел самое естество Владыки, чтобы нечто большее Иоанна и Павла дерзнул он, несчастный, сказать?

Ибо кто не содрогнется и кто не восплачет об ослеплении и омрачении ныне говорящих и вводящих новую и поистине странную ересь, низвергающую в одну пропасть всех, вопрошающих и вопрошаемых.

Ибо мыслью ли они отделяют Слово или делом—зломудренно заблуждаются,

с той и другой стороны попадая в ересь.

Ведь (отделять) делом значит рассекать Слово (от Отца), мыслью же—наоборот сливать Его, как бы Оно совершенно не отделялось.

Содрогнись, человече, познай себя самого, поведай о себе, поведай, если уж хочешь нечто (поведать); быть может, и ты, как Давид, воззовешь, говоря: дивна для меня премудрость Твоя и ведение Твое, Боже мой (Псал. 138, 6).

Ей, оставь любопытство, отложи богохульные слова и скажи прежде, как нам спастись; затем скажи, как сам ты спасся, чтобы не оказалось, что ты учишь нас (только) словом, но и делом показываешь усерднейшими, если ты не намерен самого себя наказать и осудить, как не делавший того, о чем говоришь, и чрез то стать выше слов, как никогда не положивший таковыми начала.

Положи сперва камень в основание, ибо на воздухе не строится здание.

Сотвори заповеди Христа—Камня, Строителя Божественной Церкви, новых людей—словесных овец.

Сделай и скажи, созидая на этом Камне, лучше же—сам созидайся на Камне.

Он да будет для тебя и пастырем, и архитектором, и основанием жизни.

Какая нужда в кровле прежде основания?

Сперва основание и тогда кровля: делание с познанием, и [только] таким образом созерцание.

Как прежде сбора винограда хочешь ты пить вино?

Оно не вмещается в ветхом мешке.

Как прежде посева думаешь ты собирать снопы и другим сообщать пустоту?

Если хочешь, иди, не уклоняясь от пути, но научись глубине судеб человеческих, как одни счастливо живут, и без сомнения, злые и неведущие Бога, а другие несчастны, знающие Бога и Богом одним знаемые;

одни бедны и, вероятно, неблагодарны, другие же несут нищету с благодарностью, а иные и богаты и злобно непризнательны; иные же, похищая и поступая несправедливо, думают, что Богу служат чрез это, и многое другое, что видишь ты повседневно, что смертные делают и наоборот переносят;

и Бог, Творец всех, терпит, да не сочли бы Его как-нибудь несправедливым беззаконные или подобные мне малодушные.

Поучись еще Божественному суду, о том дне и часе, в который все мы обнаженными предстанем пред судилищем Бога моего и Спасителя, и за здешние деяния и слова, помышления и вместе намерения получим достойное возмездие.

Поведай, кто будет там дерзновенным и кто напротив посрамленным?