Вопросы прихожан священнику

Но это слишком личные темы. Обсудите их с духовником, со священником, которому доверяете, в крайнем случае давайте встретимся или созвонимся.

Уважаемого вашего ответчика не совсем понимаю. Он пишет, что вы «умалчиваете о своем предательстве родителей». Он что, знаком с вашей семьей? Я из вашего письма не нашел никакого предательства… Усталость, отчаяние… но не предательство.

И еще: если сами терпеть что-то мы и можем, то нельзя детей делать объектом психопатии наших близких. Разменяться, снимать квартиру, но уйти от тех, кто калечит психику детей, хоть бы это были и родители…

Но далее не могу компетентно ничего посоветовать, потому что не знаю подлинной ситуации. Да поможет вам Бог.

Батюшка, у меня такой вопрос! Как быть с супружеской близостью после кесарева сечения? Как известно, все врачи говорят, что после кесарева нельзя рожать 3 года, опасно и для мамы, и для малыша. Предохраняться по церковным канонам тоже нельзя! Воздерживатся? То уж нету сил отбиваться от мужниной настойчивости! Один батюшка благословил пользоваться презервативами! Разве можно??? Посоветуйте, что можно сделать в данной ситуации! Мы оба с мужем верующие, он пономарь в церкви.

Светлана

Вы не могли бы указать, где в Священном Писании говорится о том, что нельзя предохраняться? Кроме того, что личная близость является таинством брака, т.е. никто из людей не имеет права совать свой нос, прошу прощения за хлесткую фразу, в супружескую жизнь мужа и жены, я ничего больше не припоминаю.

Интересующийся

Здравствуйте, дорогие!

Первое, насчет предохранения: такого запрета нет. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви говорят, что супруги могут, с благословения духовника, пользоваться противозачаточными средствами неабортивного характера. Напомню: это такие средства, которые не позволяют произойти оплодотворению. Однако такие средства, которые не позволяют оплодотворенной яйцеклетке выжить (та же внутриматочная спираль), недопустимы. Это своего рода мини-аборт.

Так что противозачаточные средства допускаются. Но с благословения духовника. (Если у вас строгий духовник, может быть, монах и вы не можете нести его послушания, просите о том, чтобы он отпустил вас к духовнику «по вашим силам». Не секрет, что есть очень строгие духовники. Не то чтобы «особо православные», а просто строгие).

Кстати, по вашему письму («…один батюшка благословил») я вижу, что вы не имеете духовника. Исповедуетесь то у одного, то у другого. В любом случае этот батюшка — прав. Презервативы — это из допустимых противозачаточных средств.

Второе: «отбиваться» от мужа не только не хорошо, но плохо. Мы все помним отрезвляющие слова апостола: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 3–5).

Отметьте, что, согласно мысли апостола, супруг должен быть готов идти на близость со своей второй половинкой, хотя бы потому, что он в браке себя отдал другому. Идти на супружескую близость следует не с кислым выражением на лице, воспринимать ее не как одолжение, повинность, а как (даже если нам не хочется) подвиг во имя любви и во славу Божию. Мы же понуждаем себя на молитву. И не с чувством одолжения встаем молиться, даже если не хочется, а с радостным чувством, что это нужно, что без этого мы плохие христиане. Поэтому, даже если принять за основу самый грустный момент — жене (или мужу) никогда не хочется близости или хочется редко, мы должны идти на близость с любимым/любимой.