Вопросы прихожан священнику

Интересующийся

Здравствуйте, дорогие!

Первое, насчет предохранения: такого запрета нет. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви говорят, что супруги могут, с благословения духовника, пользоваться противозачаточными средствами неабортивного характера. Напомню: это такие средства, которые не позволяют произойти оплодотворению. Однако такие средства, которые не позволяют оплодотворенной яйцеклетке выжить (та же внутриматочная спираль), недопустимы. Это своего рода мини-аборт.

Так что противозачаточные средства допускаются. Но с благословения духовника. (Если у вас строгий духовник, может быть, монах и вы не можете нести его послушания, просите о том, чтобы он отпустил вас к духовнику «по вашим силам». Не секрет, что есть очень строгие духовники. Не то чтобы «особо православные», а просто строгие).

Кстати, по вашему письму («…один батюшка благословил») я вижу, что вы не имеете духовника. Исповедуетесь то у одного, то у другого. В любом случае этот батюшка — прав. Презервативы — это из допустимых противозачаточных средств.

Второе: «отбиваться» от мужа не только не хорошо, но плохо. Мы все помним отрезвляющие слова апостола: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 3–5).

Отметьте, что, согласно мысли апостола, супруг должен быть готов идти на близость со своей второй половинкой, хотя бы потому, что он в браке себя отдал другому. Идти на супружескую близость следует не с кислым выражением на лице, воспринимать ее не как одолжение, повинность, а как (даже если нам не хочется) подвиг во имя любви и во славу Божию. Мы же понуждаем себя на молитву. И не с чувством одолжения встаем молиться, даже если не хочется, а с радостным чувством, что это нужно, что без этого мы плохие христиане. Поэтому, даже если принять за основу самый грустный момент — жене (или мужу) никогда не хочется близости или хочется редко, мы должны идти на близость с любимым/любимой.

«Уклоняться» можно лишь «по согласию», а никак не потому, что настроения нет, устал или что-то иное.

И такая позиция будет способствовать только крепкому и нежному браку.

Воздержание на долгий период апостол Павел вообще не рекомендует. Он говорит, что в таком случае сатана будет искушать нас, и кто знает, может, человек падет… Об этом, кстати, я пишу в статье о посте (она размещена на сайте и называется «Православный пост: древность и современная практика» и в книге ответов на вопросы, где говорю о семье).

Половые отношения супругов — это не что-то едва терпимое и находящееся на самой грани греха, а великое благословение Божие. И служат они не только рождению детей (как у животных), а являются средством к достижению большей нежности, любви, открытости, доверия, единства между любящими супругами…

Вам и вашему мужу благословения Божиего, любви и радости. В интимных отношениях в том числе.

Батюшка, действительно ли нет прощения для матери-убийцы? Был в моей жизни аборт. Прошло много лет, но до сих пор больно. Особенно больно стало на душе, когда пришла в церковь, когда поняла, что именно я сделала. Но это мой грех — мой и ответ. Вопрос вот в чем. Много я за эти годы прочитала православной литературы, как святоотеческой, так и современной, много разных мнений по поводу абортов. И вот что меня приводит в недоумение: если святые отцы говорят, что нет греха, который, будучи раскаянным, не был бы прощен милосердием Господа, потому что милосерие Господне подобно океану, который поглощает песчинку (прошу прощения за неточность фразы), то современные священники категорично говорят, что нет прощения матери-убийце. После таких слов хочется уйти из церкви, намылить веревку и повеситься. С одной стороны, не хочется уподобляться Иуде в этом скверном деле, а с другой стороны, такая волна отчаяния захлестывает. Получается, что хоть кайся, хоть не кайся, а конец один — в аду. Не простит меня Господь. Разбойника простил, говорят, что и Иуду бы простил, если бы тот покаялся, а меня все равно не простит.

Так есть ли все-таки какая-то надежда на спасение у матери-убийцы или в самом деле бессмысленны и слезы, и молитвы, можно махнуть на все рукой и идти на все четыре стороны?