Вопросы прихожан священнику

Спасибо за предельно внятный и такой искренний вопрос.

Служение алтарника — чрезвычайно важное и ответственное — не является пожизненным послушанием. Более того, на этом пути могут быть срывы и кризисы. Почему? По многим причинам. Например, человек думает, что все так благолепно, изящно в алтаре, а тут он сталкивается с характерами тех же священников по-настоящему (как в семье; только жена порой знает, каким может быть муж). Есть еще много других вопросов, о которых говорить подробно не буду. Это профессиональные дела, с которыми вы, конечно, знакомы. Хотя бы тот же труд. Один мой знакомый, мастер восточных единоборств, ставший алтарником, говорил, что он выматывается так, как никогда не выматывался на тренировках. Постоянно на пределе внимательности (умственной), всегда на ногах, много нового (чтобы профессионально вникнуть в богослужение, нужно лет 5–10). Все это делает труд пономаря (алтарника) предельно тяжелым.

Я сам был много лет алтарником и знаю, что это такое.

…Но будем говорить о вашей проблеме.

В любом случае вы не обязаны пожизненно нести такой крест. Это великое и важное служение, но оно не принудительное! Если вы не чувствуете в себе силы дальше служить на этом поприще, поговорите со своим духовником, и если он благословит, уходите.

Именно с благословения духовника!

…Однажды одна девушка попросила моего благословения на проживание в общежитии. Ей одной выделили двухместную комнатку. Благословил.

Потом, через 2 года, к ней подселили девушку (как и положено проживать в этой комнатке). Она просит благословения на то, чтобы просить администрацию перевести ее в отдельную комнату. Я спрашиваю: «Зачем?» – «Я не могу с ней ужиться, привыкла жить одна…»

Не благословляю, более того, говорю, что это Бог дал ей такое послушание и она должна пройти его достойно…

Через месяц приходит и говорит, что просит моего благословения перейти жить в город (снимать комнату). Спрашиваю: «Почему?» – те же аргументы.

Не благословляю.

Через некоторое время приходит и говорит, что она все-таки сделала так… ушла жить в город…

Серьезно беседуем… Пропадает.

Вот этот грустный пример показывает, что часто мы хотим своего, а не Божиего.

Один знакомый пономарь (совершенно светский человек) стал плакаться, что вот он устроился в храм, а теперь ему душевно плохо. Зная этого человека, я предложил ему служить в храме до тех пор, пока ему не будет душевно хорошо. Прошел год. Плохо. Еще год — он говорит: «Как я вам благодарен, я на совершенно новый уровень понимания веры и служения в храме вышел…» «Теперь, — говорю, — можете уходить». Но он — остался.

Я это, дорогой, говорю потому, что каждый индивидуальный случай требует своего решения. Почему вы не хотите трудиться в алтаре? Психологические ли, экономические или какие иные причины? А может, гордыня? Может быть все, что угодно. Для того чтобы решить этот вопрос, нужна личная беседа с духовником. Если духовника нет — со священником, которому вы доверяете.

Только духовник, знающий истинные мотивы вашего желания уйти, сможет дать адекватный совет и благословение.

Ну а что касается канонической стороны вопроса: вы можете уйти из алтарников и при этом оставаться добрым христианином. Никто от причастия отлучить вас не сможет (кроме духовника; только духовник может отлучить человека от причастия!).

Никакого ужаса «демарша» я не вижу. Вы же не монах, который принял обеты. И монах может снять сан, хотя перед принятием решения стать монахом он проходит многолетний искус, испытание. И то, заметьте, Церковь оставляет для человека, который лет десять думал над этим и потом принял судьбоносное решение — стать монахом, пространство для свободного решения: остаться или уйти. Если монах уходит в мир — никто его не осуждает. Он может причащаться (после определенной епитимьи, наложенной за его несерьезность), но никто никогда не скажет, что он — не христианин.

Тем более еще проще в отношении алтарников. Вы просто можете попросить батюшку-настоятеля показать вам определения Соборов на эту тему. Он показать их не сможет, потому что их нет.

Но, чтобы ваш уход не был бегством, поговорите с духовником. Только зная истинные мотивы вашего желания, он подскажет — нести крест или уйти от этого служения.