«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Красота его как первородный быка, и рога его — рога единорога, ими он избодает народы зараз от края земли» (Вт. 33:13-17). Но никто не скажет и не докажет, чтобы рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа, выражающего крест. Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево, и концы последнего по обеим сторонам кажутся, как рога присоединенные к одному рогу; в средине утвержденное дерево, на которое возводятся распинаемые, также выдается на подобие рога и представляет вид рога, когда оно слажено и утверждено с другими рогами. И слова: «ими он избодает народы зараз от края земли» ясно изображают то, что ныне совершается между всеми народами. Ибо люди из всех народов избоданы рогами, т.е. уязвлены чрез это таинство, и от суетных идолов и демонов обратились к почитанию Бога; неверующим же тоже знамение является в погибель и осуждение, подобно тому, как по исшествии народа из Египта, чрез образ протяжения рук Моисея и название сына Навина именем Иисуса Амалик был побеждаем, а Израиль побеждал. Также образ и знамение, употребленное против угрызения Израиля от змеев, очевидно, было воздвигнуто для безопасности верующих; потому что еще тогда была предвозвещена смерть змию чрез имеющего распятья и спасение тем, которые, будучи укушены им, прибегают к Пославшему в мир Сына Своего, Который был распят. Ибо не в змия веровать научал нас пророчественный Дух чрез Моисея, когда объявляет, что змий был в начале проклят от Бога, и чрез Исаию показывает, что он будет убит, как враг, великим мечем (Ис. 27:1), который есть Христос.

92. — Поэтому, если кто не получил от Бога великой благодати для разумения того, что говорили и делали пророки, тому ни мало не будет пользы в том, что он по-видимому пересказывает их слова или деяния, тогда как не может дать в них отчета. Даже не покажутся ли они для многих достойными презрения, если пересказываются людьми, их не разумеющими? Ибо если кто захочет спросить вас: так как Енох и Ной с их детьми и другие им подобные, которые не обрезывались и не соблюдали суббот, угодили Богу, то почему чрез других вождей и другое законоположение Богу угодно было спустя столько поколений, чтобы оправдывались от Авраама до Моисея чрез обрезание, а после Моисея — чрез обрезание и другие постановления, т.е. субботы, жертвы, пепелы и приношения? Что на это скажете, кроме того, что, как я прежде говорил, Бог, как предвидящий, знал, что ваш народ будет достойно извержен из Иерусалима и никому из вас не будет позволено туда войти? Ни по другому чему вас распознают, как только по плотскому обрезанию. Авраам получил от Бог а свидетельство своей праведности не чрез обрезание, но чрез веру; ибо прежде нежели он обрезался, сказано о нем так: «Авраам веровал Бог у, и это было вменено ему в праведность» (Быт. 15:6). И мы, которые, будучи необрезаны по плоти, веруем в Бога чрез Христа и имеем обрезание полезное для вас его стяжавших, т.е. обрезание сердца, надеемся явиться праведными и богоугодными Бог у, потому что мы уже получили это свидетельство от Него чрез пророческие слова. А что вам велено соблюдать субботы и приносить ваши жертвы и что Господь дозволил месту называться именем Божиим, то это, как сказано мною, для того, чтобы вы не идолопоклонствовали и не забывали Бога и не сделались нечестивыми и безбожными, какими вы всегда оказывались. И что по этой причине Бог дал вам заповеди о субботах и приношениях, мною было уже показано в предшествующей речи; но ради пришедших сегодня я намерен повторить почти все мои положения, Если это не гак, то Бог будет оклеветан, будто Он не имеет предвидения и не научал всех людей знать и исполнять одну н туже правду — ибо много поколений людей было до Моисея, — и не справедливо Писание, которое говорят, что «Бог истинен и праведен и все пути Его суть суды и нет неправды в Нем» (Вт. 32:4). Но так как Писание истинно, то Бог не хочет, чтобы вы оставались всегда неразумными и самолюбивыми, дабы вы спаслись со Христом, Который благоугоден Богу и Им засвидетельствован, как я уже сказал и доказал из слов святых пророков.

93. Ибо он предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тону подобные дела — зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают, когда так поступают, исключая только тех, которые от влияния нечистого духа или вследствие испорченности от воспитания, худых обычаев и нечестивых законов потеряли естественные понятия или лучше погасили и подавили их. Впрочем можно видеть, что и такие люди не желают терпеть то, что они делают другим, и во враждебной совести попрекают друг друга тем, что сами они делают. Поэтому хорошо, мне кажется, сказано нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом, что вся праведность и благочестие заключается в двух заповедях: «люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Ибо кто любит Бога всем сердцем и всею силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого бога, и согласно с волею Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог. Также, кто любит ближнего, как самого себя, тот будет желать ему такого же добра, какого себе желает; а никто самому себе не пожелает зла. Поэтому любящий ближнего будет молиться и стараться для него о том же, чего желает для себя; ближний же у человека никто другой, как человек — подобострастное с ним и разумное животное. Итак, если вся праведность разделяется на два вида: в отношении к Богу и людям, то кто, как говорит Писание, «любит Господа Бога всем сердцем и всею силою и ближнего, как самого себя», тот по истине праведен. А вы никогда не показывали доброго расположения и любви ни к Богу, ни к пророкам, ни к себе самим. но, как известно, вы всегда оказывались идолослужителями и убийцами праведников, так что возложили руки на Самого Христа, и доныне остаетесь в своей злобе, проклиная тех, которые доказывают, что Распятый вами есть Христос; сверх того стараетесь доказать, что Он распят, как враг Божий и проклятый; это — следствие вашего неразумного предубеждения. Не смотря на то, что вы из знамений, сделанных Моисеем, можете понять, что Он Христос, вы не хотите, и кроме того, надеясь поставить нас в затруднение, предлагаете нам какие вдумаются вам вопросы, а сами не знаете, что сказать, когда вступите в разговор с каким-нибудь твердым христианином.

94.

е. крест, дарует спасение от укусов змия — худых дел, идолопоклонства и других неправд. Если же это не так должно понимать, то объясните мне, почему Моисей утвердил медного змия на знамении и велел укушенным смотреть на него и укушенные исцелялись, и это тогда, когда он сам повелел совсем не делать подобия какой-нибудь вещи.

Тогда другой из пришедших во второй день сказал:

— Правду ты сказал: мы не можем объяснить это; я неоднократно спрашивал об этом ваших учителей и никто мне не дал ответа. Поэтому продолжай, что начал говорит; мы со вниманием слушаем твое изъяснение таинства, из-за которого и писания пророков подвергаются ложным обвинениям.

— Итак, — говорил я, — как Бог повелел дать знамение чрез змея и однако он чужд вины, так и в законе положено проклятие на людей распятых, но не положено оно на Христа Божия, чрез Которого Бог спасает всех сделавших достойное проклятия.

95. По закону Моисееву весь род человеческий обретется подверженным проклятию. Ибо говорится: «проклят всякий, кто не пребывает во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это» (Вт. 27:26). Никто вполне не исполнил всего — и вы не осмелились противоречить, — но одни более, а другие менее соблюли заповеди.

И пусть никто из вас не говорит: если Отец восхотел, чтобы он терпел это для того, чтобы язвою Его исцелился род человеческий, то мы никакого не сделали зла. Если будете говорить так, раскаиваясь в грехах, признавая Его Христом и соблюдая заповеди Его, то, как я сказал, вам будет отпущение грехов. Но если проклинаете Его и верующих в Него и когда есть возможность, убиваете их, то как же то, что вы возложили на Него свои руки, не взыщется с вас как людей нечестивых, грешных совершенно жестокосердых и безумных.

96. И сказанное в законе «проклят всякий висящий на дереве» (Вт. 21:23); укрепляет надежду нашу, зависящую от распятого Христа, не потому, что Бог проклинает этого распятого, но потому, что Бог предсказал, что вы и подобные вам имели сделать, не зная того, что Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос. Это, как вы можете видеть, и исполняется. Ибо вы в своих синагогах проклинаете тех, которые сделались чрез Него христианами; также и прочие народы приводят в действие самое проклятие, убивая тех, которые только объявят себя христианами; а мы всем им говорим: вы — братья наши, познайте лучше истину Божию. И когда ни они, ни вы не внимаете нам, но усилено требуете от нас отречься от имени Христова, то мы скорее предпочитаем и претерпеваем смерть, уверенные, что Бог воздаст нам все блага, обещанные чрез Христа. И сверх того мы молимся за вас, чтобы вы получили помилование от Христа. Ибо Он научил нас молиться даже за врагов, говоря: «будьте добры и милосерды, как и Отец ваш небесный» (Лк. 6:36). Мы видим, что Всемогущий Бог благ и милосерд. Он велит восходить солнцу Своему на неблагодарных и на праведных и посылает дождь на святых и на злых, которых, как Он научил, всех будет судить.

97. Не напрасно было и то, что пророк Моисей, когда Он и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в этом виде. Ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его; а потом Он воскрес в третий день. Об этом Давид возвестил так: «я воззвал голосом моим к Господу и Он услышал меня с горы святой Своей. Я уснул и спал; и опять встал, потому что Господь поддержал меня» (Пс. 3:5-6). Исаия также предсказал, каким образом Он умрет: «Я простирал руки Мои к народу непокорному и прекословящему, к тем, которые ходят путем не добрым» (Ис. 65:2). А о том, что Он воскреснет, тот же Исаия сказал так: «гроб Его был взят из среды» и: «дам богатых за смерть Его» (Ис. 57:2; 53:9). И в другом месте опять Давид о страдании и кресте в таинственном иносказании так сказал в 21-м псалме: «пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои: а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои и об одежде Моей бросили жребий» (Пс. 21:16-18). Ибо когда они распяли Его, прикрепивши Его гвоздями, то «пронзили руки и ноги Его», и распявшие Его разделили себе одежды Его и бросивши жребий, каждый предоставил решению жребия, что кому взять. А вы отрицаете, что этот псалом относится ко Христу, будучи слепы во всем и не разумея того, что никто в вашем народе называвшийся царем — помазанником не был при жизни пронзен по рукам и ногам и не умер посредством этого таинства, т. е. распятия, кроме только этого Иисуса.

98. Но я приведу весь псалом, чтобы вы послушали и о благочестии Его к Отцу, и как Он все к Нему относит, просит у Него даже спасения от этой смерти; вместе с тем из этого псалма видно, кто были восставшие на Него, и ясно, что Он сделался по истине человеком, чувствующим страдания. Вот этот псалом: «Боже, Боже мой, воззри на Меня? зачем ты оставил Меня? Слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего. Боже мой! я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью — и не в незнание Мне. Но Ты живешь во святом месте, похвала Израиля. Отцы наши надеялись на Тебя, они надеялись и Ты освободил их; к Тебе они взывали, и спаслись, на Тебя надеялись и не посрамились. А Я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом. Все видящие Меня смеялись надо Мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть освободит Его, пусть спасет Его, потому что Он желает Его. Но Ты извлек Меня из чрева, Ты надежда Моя от сосцов матери Моей; Я привержен к Тебе от утробы, Ты Бог Мой, от чрева матери Моей. Не отступи от Меня, потому что скорбь близка, потому что нет помощника Мне. Множество тельцов окружило Меня, тучные быки обступили Меня, они открыли на Меня рот свой, как лев хищный и рыкающий. Все кости Мои, как вода, выступили и разделились. Сердце Мое сделалось, как воск тающий, в средине внутренности Моей; иссохла сила Моя, как черепок, и язык Мой пристал к гортани Моей, и Ты низвел Меня в прах смертный; ибо множество псов окружило Меня, сборище лукавых обступило Меня. Они пронзили руки и ноги Мои, пересчитали все кости Мои; а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои, и об одежде Моей бросили жребий. Ты же, Господь, не удали Твоей помощи от Меня: обратись на защиту Мою. Освободи душу Мою от оружия, и единородную Мою от лапы пса. Спаси Меня от пасти льва и смирение Мое от рог единорогов. Я поведаю имя Твое братьям Моим, посреди церкви буду воспевать Тебя. Вы, боящиеся Господа, хвалите Его: все семя Иакова! славьте Его; да страшится Его все семя Израиля» (Пс. 21:1-23).

99. Я докажу вам — после того продолжал я, — что весь псалом относится ко Христу, и для этого снова изъясню его. Начальные слова Его «Боже, Боже мой! воззри на Меня; за чем Ты оставил Меня?» предсказывали издревле то, что имело быть сказанным во время Христа. Будучи распят на кресте, Он сказал: «Боже, Боже, за чем Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46; Мк. 15:34) Дальнейшие слова: «слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего; Боже Мой, я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью — и не в незнание Мне» предсказывали то, как и что имел сделать Христос. Ибо в тот день, когда Ему предстояло быть распятым, Он взял с собою трех учеников Своих на гору, называемую Елеон, находящуюся напротив храма иерусалимского, и молился так: «Отец! если возможно, да минует Меня эта чаша», и потом продолжал Свою молитву: «впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь» (Мф. 26:39), показывая этими словами, что Он по истине сделался человеком способным к страданию. Но, чтобы кто не сказал: вот Он не знал, что будет страдать, — тотчас в псалме присоединяется: «и не в незнание Мне». Как не по незнанию Бог спрашивал Адама, где он, или Каина, — где Авель, но чтобы обличить каждого, каков он, и чтобы познание обо всем этом дошло до нас чрез Писание: так и здесь Христос указывает не на Свое собственное незнание, но на незнание тех, которые думали, что Он не Христос, а полагали, что они умертвят его, и Он останется в аду как обыкновенный человек.