«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— Итак, — говорил я, — как Бог повелел дать знамение чрез змея и однако он чужд вины, так и в законе положено проклятие на людей распятых, но не положено оно на Христа Божия, чрез Которого Бог спасает всех сделавших достойное проклятия.

95. По закону Моисееву весь род человеческий обретется подверженным проклятию. Ибо говорится: «проклят всякий, кто не пребывает во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это» (Вт. 27:26). Никто вполне не исполнил всего — и вы не осмелились противоречить, — но одни более, а другие менее соблюли заповеди.

И пусть никто из вас не говорит: если Отец восхотел, чтобы он терпел это для того, чтобы язвою Его исцелился род человеческий, то мы никакого не сделали зла. Если будете говорить так, раскаиваясь в грехах, признавая Его Христом и соблюдая заповеди Его, то, как я сказал, вам будет отпущение грехов. Но если проклинаете Его и верующих в Него и когда есть возможность, убиваете их, то как же то, что вы возложили на Него свои руки, не взыщется с вас как людей нечестивых, грешных совершенно жестокосердых и безумных.

96. И сказанное в законе «проклят всякий висящий на дереве» (Вт. 21:23); укрепляет надежду нашу, зависящую от распятого Христа, не потому, что Бог проклинает этого распятого, но потому, что Бог предсказал, что вы и подобные вам имели сделать, не зная того, что Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос. Это, как вы можете видеть, и исполняется. Ибо вы в своих синагогах проклинаете тех, которые сделались чрез Него христианами; также и прочие народы приводят в действие самое проклятие, убивая тех, которые только объявят себя христианами; а мы всем им говорим: вы — братья наши, познайте лучше истину Божию. И когда ни они, ни вы не внимаете нам, но усилено требуете от нас отречься от имени Христова, то мы скорее предпочитаем и претерпеваем смерть, уверенные, что Бог воздаст нам все блага, обещанные чрез Христа. И сверх того мы молимся за вас, чтобы вы получили помилование от Христа. Ибо Он научил нас молиться даже за врагов, говоря: «будьте добры и милосерды, как и Отец ваш небесный» (Лк. 6:36). Мы видим, что Всемогущий Бог благ и милосерд. Он велит восходить солнцу Своему на неблагодарных и на праведных и посылает дождь на святых и на злых, которых, как Он научил, всех будет судить.

97. Не напрасно было и то, что пророк Моисей, когда Он и Аарон поддерживали руки его, до вечера оставался в этом виде. Ибо и Господь почти до вечера пробыл на дереве, и к вечеру погребли Его; а потом Он воскрес в третий день. Об этом Давид возвестил так: «я воззвал голосом моим к Господу и Он услышал меня с горы святой Своей. Я уснул и спал; и опять встал, потому что Господь поддержал меня» (Пс. 3:5-6). Исаия также предсказал, каким образом Он умрет: «Я простирал руки Мои к народу непокорному и прекословящему, к тем, которые ходят путем не добрым» (Ис. 65:2). А о том, что Он воскреснет, тот же Исаия сказал так: «гроб Его был взят из среды» и: «дам богатых за смерть Его» (Ис. 57:2; 53:9). И в другом месте опять Давид о страдании и кресте в таинственном иносказании так сказал в 21-м псалме: «пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои: а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои и об одежде Моей бросили жребий» (Пс. 21:16-18). Ибо когда они распяли Его, прикрепивши Его гвоздями, то «пронзили руки и ноги Его», и распявшие Его разделили себе одежды Его и бросивши жребий, каждый предоставил решению жребия, что кому взять. А вы отрицаете, что этот псалом относится ко Христу, будучи слепы во всем и не разумея того, что никто в вашем народе называвшийся царем — помазанником не был при жизни пронзен по рукам и ногам и не умер посредством этого таинства, т. е. распятия, кроме только этого Иисуса.

98. Но я приведу весь псалом, чтобы вы послушали и о благочестии Его к Отцу, и как Он все к Нему относит, просит у Него даже спасения от этой смерти; вместе с тем из этого псалма видно, кто были восставшие на Него, и ясно, что Он сделался по истине человеком, чувствующим страдания. Вот этот псалом: «Боже, Боже мой, воззри на Меня? зачем ты оставил Меня? Слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего. Боже мой! я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью — и не в незнание Мне. Но Ты живешь во святом месте, похвала Израиля. Отцы наши надеялись на Тебя, они надеялись и Ты освободил их; к Тебе они взывали, и спаслись, на Тебя надеялись и не посрамились. А Я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом. Все видящие Меня смеялись надо Мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть освободит Его, пусть спасет Его, потому что Он желает Его. Но Ты извлек Меня из чрева, Ты надежда Моя от сосцов матери Моей; Я привержен к Тебе от утробы, Ты Бог Мой, от чрева матери Моей. Не отступи от Меня, потому что скорбь близка, потому что нет помощника Мне. Множество тельцов окружило Меня, тучные быки обступили Меня, они открыли на Меня рот свой, как лев хищный и рыкающий. Все кости Мои, как вода, выступили и разделились. Сердце Мое сделалось, как воск тающий, в средине внутренности Моей; иссохла сила Моя, как черепок, и язык Мой пристал к гортани Моей, и Ты низвел Меня в прах смертный; ибо множество псов окружило Меня, сборище лукавых обступило Меня. Они пронзили руки и ноги Мои, пересчитали все кости Мои; а сами они рассуждали и смотрели на Меня. Они делили себе одежды Мои, и об одежде Моей бросили жребий. Ты же, Господь, не удали Твоей помощи от Меня: обратись на защиту Мою. Освободи душу Мою от оружия, и единородную Мою от лапы пса. Спаси Меня от пасти льва и смирение Мое от рог единорогов. Я поведаю имя Твое братьям Моим, посреди церкви буду воспевать Тебя. Вы, боящиеся Господа, хвалите Его: все семя Иакова! славьте Его; да страшится Его все семя Израиля» (Пс. 21:1-23).

99. Я докажу вам — после того продолжал я, — что весь псалом относится ко Христу, и для этого снова изъясню его. Начальные слова Его «Боже, Боже мой! воззри на Меня; за чем Ты оставил Меня?» предсказывали издревле то, что имело быть сказанным во время Христа. Будучи распят на кресте, Он сказал: «Боже, Боже, за чем Ты оставил Меня?» (Мф. 27:46; Мк. 15:34) Дальнейшие слова: «слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего; Боже Мой, я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью — и не в незнание Мне» предсказывали то, как и что имел сделать Христос. Ибо в тот день, когда Ему предстояло быть распятым, Он взял с собою трех учеников Своих на гору, называемую Елеон, находящуюся напротив храма иерусалимского, и молился так: «Отец! если возможно, да минует Меня эта чаша», и потом продолжал Свою молитву: «впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь» (Мф. 26:39), показывая этими словами, что Он по истине сделался человеком способным к страданию. Но, чтобы кто не сказал: вот Он не знал, что будет страдать, — тотчас в псалме присоединяется: «и не в незнание Мне». Как не по незнанию Бог спрашивал Адама, где он, или Каина, — где Авель, но чтобы обличить каждого, каков он, и чтобы познание обо всем этом дошло до нас чрез Писание: так и здесь Христос указывает не на Свое собственное незнание, но на незнание тех, которые думали, что Он не Христос, а полагали, что они умертвят его, и Он останется в аду как обыкновенный человек.

100. Следующие слова: «Ты живешь во святом месте похвала Израилева», показывали, что он совершит дело, достойное похвалы и удивления, именно, на третий день после распятия воскреснет из мертвых. Исполнить это дал Ему Отец. Я уже показал, что Христос называется Иаковом и Израилем и что не только таинственно предуказанно о Нем в благословении Иосифа и Иуды; даже и в Евангелии написано, что Он сказал так: «все предано Мне Отцом и никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, кому Сын откроет» (Мф. 11:27). Итак Он открыл нам все, что мы по благодати Его узнали и из Писаний; мы признаем Его Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода, и благоволил сделаться человеком без вида и славы и страждущим. От того Он, рассуждая в беседе о будущем Своем страдании, так говорил: «Сыну человеческому должно много пострадать, и быть отверженному Фарисеями и книжниками, быть распят ив третий день воскреснуть» (Мк. 8:3), Здесь Он назвал Себя сыном человеческим, или потому что родился от Девы, происходившей, как я сказал, из рода Давида, Иакова, Исаака и Авраама, или потому, что сам Авраам был отцом Его и исчисленных мужей, от которых Мария ведет происхождение; ибо нам известно, что родители женщин суть отцы детей, которых родили их дочери. А когда один из учеников Его, называвшийся прежде Симоном по откровению Отца Его, признал Его Сыном Божиим Христом, то Он переименовал его Петром. И так как в писаниях Его апостолов написано, что Он Сын Божий, то и мы называем Его Сыном, и знаем, что Он существует прежде всех тварей и произошел от Отца силою и волею Его: Он то разнообразно назван в пророческих книгах и премудростью, и днем и востоком, и мечем, и жезлом, и Иаковом, и Израилем. Признаем также, что Он чрез Деву сделался человеком для того, чтобы каким путем началось преступление, происшедшее от змия, таким же получило оно и свое разрушение. Ибо Ева когда была девою и невинною, принявши слово змия, произвела неповиновение и смерть; а Мария Дева, принимая веру и радость, когда ангел Гавриил принес Ей радостную весть, что «найдет на нее Дух Господень и сила Всевышнего осенит ее, посему и рождаемое от нее святое есть Сын Божий», отвечала: «пусть будет мне по слову твоему» (Лк. 1:35,38). И вот от нее родился Тот, о Котором, как я доказал, сказано в столь многих местах Писания; чрез Него Бог поражает змия и уподобившихся ему ангелов и человеков, и освобождает от смерти тех, которые раскаиваются в своих грехах и веруют в Него.

101. —

Так он поступал и на земле. Когда некто «сказал Ему: учитель благий! то Он отвечал: «зачем ты называешь Меня благим? Один только благ, это Отец мой небесный». Словами: «я червь, а не человек, поношение людей и отверженный народом», Он предсказывал на то что будет Он и что случится с Ним Самим. Поношение бывает отовсюду нам верующим в Него; Он есть отверженный народом, потому что Он был от вашего народа презрен и обесчещен и претерпел то, что вы замыслили на Него. Дальнейшими словами: «и все видящие Меня смеялись надо мной и говорили устами, кивая головою: Он надеялся на Господа, пусть избавит Его, потому что желает Его», Он также предсказывал, что произойдет с Ним. Ибо каждый из видевших Его распятым кивал головою, искривлял рот и друг перед другом в нос говорили с насмешкою то, что написано и в записях Его апостолов: «Он назвал себя Сыном Божиим, пусть сойдет и ходит; пусть Бог спасет Его».

102. — На события же указывали и эти слова: «Ты надежда Моя от сосцов матери Моей; к Тебе привержен Я от утробы, Ты Бог Мой от чрева матери Моей. Множество тельцов окружило Меня, тучные быки обступили Меня; открыли на меня рот свой, как лев хищный и рыкающий. Все кости Мои, как вода, выступили и разделились. Сердце Мое сделалось, как воск тающий, посреди внутренности Моей; сила Моя иссохла, как черепок, и язык Мой пристал к гортани». «Надежда Моя от сосцов Матери Моей»: (эти слова указывали на то, что) тотчас после рождения Его в Вифлееме, царь Ирод, как я уже сказал, узнавши о Нем от волхвов пришедших из Аравии, злоумышлял убить Его, но Иосиф, по повелению Божию, взявши Его вместе с Мариею, удалился в Египет; ибо Отцу угодно было, чтобы Родившийся от Него был умерщвлен уже после того, как Он возмужает и возвестит Его учение. Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» (Быт. 3:15)? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поелику Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков с свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставят им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» (Быт. 11:6). Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев я книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, — когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях апостолов Его, для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» (Ис. 50:4). Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня». Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога сотворившего все и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением зли богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бог а, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом — ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» (Ис. 53:9), — то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих?

103. — То, что далее читается в псалме: «потому что скорбь близка, потому что нег помощника Мне. Множество тельцов окружило Меня, тучные быки обступили Меня; открыли на Меня рот свой, как лев хищный и рыкающий: вое кости Мои, как вода, выступили и разделились», так же предсказывали о том, что случилось с Ним. Ибо в ту ночь, когда напали на Него с горы Масличной посланные из вашего народа по приказанию фарисеев и книжников, окружили Его те, которых писание назвало тельцами бодливыми и прегибельными. Слова: «тучные быки обступили Меня», — означают тех, которые поступали подобно тельцам, когда Его привели к вашим учителям; их Писание потому назвало быками. что быки суть виновники жизни телят. Как быки — отцы телят, так учители ваши виновники того, что дети их пошли на гору Масличную схватить Его и привести к ним. Изречение: «нет помощника», указывает также на событие. Ибо никого, — ни одного человека не было помочь Ему, как безгрешному.

Там они оставались до смерти Ирода, убившего младенцев в Вифлееме и до воцарения после него Архелая, который также умер прежде, нежели Христос исполнил на кресте домостроительство, принятое Им по воле Отца. А когда Ирод, наследовавший Архелаю, получил предоставленную ему власть, то Пилат из угождения ему послал к нему связанного Иисуса; что предвидя Бог так сказал: «и отвели Его в дом Ассириянина, как дружеский дар царю» (Ос. 10:6). Или под львом, рыкающим на Него, Бог разумел диавола, который Моисеем назван змием, у Иова и Захарии диаволом, а Иисус назвал его сатаною, показывая, что это имя составлено и дано ему от дела совершенного им, ибо «сата» на языке иудеев и Сириян значит отступник, а «нас» есть имя, которое в переводе значит змий; из обоих слов составляется одно имя: сатанас. Ибо этот диавол, как только Иисус вышел из реки Иордана и голос сказал к Нему: «Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя», то, как написано в памятных записках апостольских, пришел к Нему и искушал, и даже сказал Ему: «поклонись мне», но Христос отвечал ему: «иди прочь от Меня, сатана; Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:9-10; Лк. 4:7-8). Так как он обольстил Адама, то думал, что может сделать что-нибудь и против Христа. «Все кости Мои, как вода, выступили и разделились, сердце Мое сделалось, как тающий воск, посреди внутренности Моей», — эти слова суть пророчество о том, что было в ту ночь, когда вышли против Него на гору Елеонскую схватить Его. В памятных записях, которые, я говорю, составлены апостолами Его и их последователями, сказано, что с Него тек пот, как капли крови, в то время, когда Он молился и говорил: «пусть пройдет мимо, если возможно, эта чаша» (Мф. 26:39): в это время сердце Его, а равно и кости трепетали, сердце уподоблялось воску, тающему в Его внутренности, — чтобы мы знали, что по воле Отца Сын Его действительно терпел за нас такие страдания, и чтобы мы не говорили, что Он, как Сын Божий, не чувствовал происходившего с Ним. Слова: «сила Моя иссохла, как черепок, и язык Мой пристал к гортани Моей», как я уже сказал, предвозвещали Его молчание, потому Он, Который обыкновенно обличал неразумие всех ваших учителей, решительно не отвечал ничего.

104. Слова: «Ты низвел меня в прах смерти, потому что множество псов окружило Меня, толпа лукавых обступила Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои; а сами рассуждали и смотрели на Меня: разделили себе одежды Мои и об одежде Моей кинули жребий», — как я уже сказал, предвозвещали то, на какой род смерти Его осудит собрание нечестивых; их Он называет псами и псарями, показывая тем, что и сами вожди собак собрались и старались обвинить Его: это также описано в памятных записях апостолов Его. И я показал, что после распятия Христа распявшие Его разделили между собою одежды Его.