«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

115. — Но вы должны верить Захарии, который приточно показывает таинство Христа и прикровенно возвещает его. Вот слова его: «Радуйся и веселись. дочь Сиона! Ибо вот Я иду и поселюсь среди тебя, говорит Господь. И многие народы присоединятся к Господу в тот день, и будут Моим народом; и поселюсь среди тебя, и узнают, что Господь воинств послал Меня к тебе. И будет Господь владеть Иудою и уделом Своим в земле святой, и изберет опять Иерусалим. Да устрашится всякая плоть пред Господом, ибо Он восстал из облаков Своих святых. И Он показал мне Иисуса, великого Священника, стоящего пред Ангелом Господним; и диавол стоял по правую сторону его, чтобы противится ему. И Господь сказал диаволу; да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим. Вот не головня ли это, выхваченная из огня» (Зах. 2:10; 3:2)? Когда же Трифон намеревался возразить мне, я сказал: подожди и выслушай прежде, что говорю. Ибо я не намерен, как ты предполагаешь, объяснить это так, что будто бы не было священника, именем Иисуса, в земле Вавилонской, куда народ ваш был отведен в плен. Если бы я хотел сделать это, я доказал бы, что хотя в народе вашем был священник Иисус; но не его самого пророк видел в своем откровении, также как и диавола, и ангела Господня он видел не собственными глазами, будучи в естественном состоянии, но видел их в исступлении во время бывшего ему откровения. Но теперь я говорю: как, по прежде сказанному мною, сын Навина совершил посредством имени Иисуса силы и дела, предвозвещавшие то, что имел совершить Господь наш: так и теперь докажу. что откровение, бывшее в Вавилоне при священнике Иисусе в народе вашем, было предсказанием того, что имело быть совершено нашим священником, Богом и Христом, Сыном Отца всего. Для меня удивительно было, продолжал я, — почему вы незадолго пред этим молчали, и не прервали меня, когда я говорил, что сын Навина один из своих сверстников, вышедших из Египта, вошел в святую землю вместе с младшими членами этого поколения. Ибо вы подобно мухам, собираетесь и слетаетесь к ранам. Если бы кто-нибудь прекрасно говорил о тысяче вещей, а сказал бы какую-нибудь малость, которая бы не понравилась вам или была бы не понятна для вас, или не точна: тогда вы, оставляя без внимания многое превосходно оказанное, схватываете незначительное словечко и стараетесь представить его, как нечестие и беззаконие. Поэтому-то вы, судимые от Господа тем же самым судом, вы гораздо более дадите отчета за свои великие дерзости — за худые ли дела, или за лживые и превратные толкования ваши. Ибо справедливо судить вас тем же судом, каким вы судите.

116. Но, чтобы дать вам отчет об откровении Иисуса Святого, я возобновляю речь и говорю, что это откровение относится к нам, верующим в Христа, первосвященника распятого, — к нам, которые, будучи преданы блудодеянию и всякому вообще гнусному делу, совлекли с себя благодатью, дарованною нашим Иисусом по воле Отца Его, все нечистое и злое, во что мы были облечены. На нас восстает диавол, всегда действующий против нас и желающий всех привлечь к себе: но Ангел Божий, т.е. сила Божия, ниспосланная нам чрез Иисуса Христа, запрещает ему, и он удаляется от нас. И мы как будто выхвачены из огня, потому что избавлены и от прежних грехов, и от мучения и пламени, которые готовит нам диавол и все слуги его, и от которых опять избавляет нас Иисус Сын Божий; Он обещал одеть нас в приготовленные для нас одежды, если мы исполним заповеди Его, и даровать нам вечное царство. Ибо как тот Иисус, которого пророк называет Священником, явился одетым в нечистые одежды, потому что, как сказано, он взял жену блудницу, и назвал головнею, выхваченною из огня, потому что получил прощение своих грехов, между тем как противник его диавол получил запрещение; так и мы. которые чрез имя Иисуса, как один человек, уверовали в Творца всего Бога, именем первородного Сына Его совлечены от нечистых одежд, т.е. грехов, и будучи искушены словом призывания Его, составляем истинный первосвященнический род Божий, как и Сам Бог свидетельствует, говоря, что на всяком месте среди народов приносятся Ему жертвы приятные и чистые. Но Бог не принимает жертв ни от кого, кроме священников Своих.

117. Итак Бог наперед свидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во имя Его, которые повелел совершать Иисус Христос т.е. которые на всяком месте земли приносятся христианами в Евхаристии хлеба и чаши. А жертвы, приносимые вами и чрез тех ваших священников, Он отвергает, говоря: «и не буду принимать ваших жертв из рук ваших, потому что от востока солнечного до запада имя Мое прославлено (между народами, на всяком месте имени Моему приносится фимиам и жертва чистая, потому что имя Мое прославляется) между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» (Мал. 1:10-12). Но вы и теперь по любви к спору говорите, что здесь Бог показал то, что Он не принимает жертв от живших тогда в Иерусалиме так называемых Израильтян, а молитвы, приносимые от находившихся тогда в рассеянии людей из вашего народа, приятны Ему, и Он молитвы их называет жертвами. Я согласен в том, что только молитвы и благодарения, приносимые людьми достойными, суть жертвы совершенные и приятные Богу. Такие именно и научены приносить христиане, и притом с воспоминанием во время принятия сухой и жидкой пищи, чрез которую они вспоминают о страдании, понесенном за них Сыном Божиим: Его то имя ваши архиереи и учители вашего народа старались осквернить и расхулить по всей земле. Но Бог эти нечистые одежды, возложенные вами на всех тех, которые от имени Иисуса сделались христианами, открыто снимет с нас, когда всех воскресит, и одних сделает нетленными, бессмертными и беспечальными в вечном и неразрушимом царстве, а других пошлет в вечное мучение огнем. Вы же и ваши учители обманываете самих себя, толкуя, что-то место Писания говорит о людях из вашего народа, находившихся в рассеянии, будто молитвы и жертвы их на всяком месте были чисты и приятны Богу. Знайте, что вы говорите ложно и стараетесь всячески обмануть самих себя, особенно когда даже и ныне ваш народ не рассеян от востока до запада; но есть народы, между которыми не жил никто из вашего народа. Между тем совершенно нет, ни одного народа, — варваров или эллинов, или другим каким-нибудь именем называемых, кочующих, или бездомных, или ведущих пастушескую жизнь и живущих в палатках, между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего именем распятого Иисуса. Кроме того вы знаете, что в то время, когда пророк Малахия сказал это, вы не были еще рассеяны по всей земле, как ныне, что и из Писаний видно.

118. Поэтому, вы лучше оставьте любовь к спорам, и покайтесь прежде, нежели придет тот великий день суда, когда по предсказанию Писания, как я доказал, будут рыдать все из колен ваших, пронзившие этого Христа. Я изъяснил вам смысл пророчества: «клялся Господь: ты священник: по чину Мелхиседекову» (Пс. 206:4. См. гл. 33). Я уже сказал также, что пророчество Исаии: «гроб Его взят из среды» (Ис. 57:2) относится ко Христу, Который имел быть погребенным и воскреснут. Много я говорил и о том, что этот Христос есть Судия всех живых и мертвых. Подобным образом и Нафан говорил о Нем Давиду так: «я буду ему Отцом, Он будет Мне сыном, и не удалю от Него милости Своей, как Я поступил с теми, которые были до него; и поставлю Его в дому Моем и в царстве его даже до века» (2 Цар. 7:14-16). И Иезекииль называет вождем Ив доме не кого-нибудь другого, а только этого самая) Христа. Ибо Он есть избранный Священник, вечный Царь, Христос, как Сын Божий, и не думайте, что Исаия и другие пророки говорят, что во время второго пришествия Его будут приносимы к алтарю жертвы кровавые или возлияния, но истинные и духовные — хвалы и благодарения. Не напрасно мы в Него уверовали и не обмануты научившими нас так: но это было также устроено чудным промыслом Божиим, что мы чрез призвание нового и вечного завета, т. е. Христа, и разумнее и благочестивее вас, которые только мнимо разумны и богопочтительны а, не на самом деле. Удивляясь этому, Исаия сказал: «и сомкнут цари уста свои, потому что те, которым не было возвещено о Нем, увидят, и которые не слыхали, уразумеют. Господь! кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась» (Ис. 52:15; 53:1)? Говоря это Трифон, — присовокупил я, — сколько возможно стараюсь повторить сказанное мною прежде, хотя кратко и сжато, ради тех, которые пришли с тобою сегодня.

— Хорошо делаешь — сказал Трифон, — и хотя бы ты еще пространнее повторял тоже самое, будь уверен, что я и присутствующие очень рады слушать.

119. — Думаете ли, государи мои, — опять я начал говорить — что мы могли бы когда-нибудь понять это в Писаниях, если бы не получили благодати к уразумению их по воле восхотевшего устроить это, чтобы сбылось сказанное Моисеем: «они прогневали меня чужими, огорчали меня мерзостями своими, приносили жертвы демонам, которых не звали; явились новые и недавние (боги), которых не звали отцы их. Ты оставил Бога, родившего тебя, и забыл Бога, питающего тебя. И Бог увидел и возревновал и огорчился по причине гнева сынов своих и дочерей, и сказал: отвращу лице Мое от них и покажу, что будет с ними в последние дни, потому что они — род развращенный, сыновья, в которых нет веры, они вызвали Меня на ревность тем, что не Бог, огорчили Меня идолами своими, и Я возбужу в них ревность тем, что не есть народ, и огорчу их народом глупым. Ибо огонь возгорелся от ярости Моей; и разгорится даже до ада, он пожрет землю и произведения ее, сожжет основания гор. Я соберу на них бедствия» (Вт. 32:16-23). И после того, как убит был этот Праведник, мы, другой народ, процвели и произросли подобно новым цветущим колосьям, как сказали пророки: «и многие народы прибегнут к Господу в тот день в числе народа и будут жить в средине всей земли» (Зах. 2:11; Ис. 2:2-3). А мы не только народ, во и святой народ, как уже показали: «и назовут его святым народом, избавленным от Господа» (Ис. 62:12). Итак мы не презренная чернь, не варварское племя и не то, что народы Карийские и Фригийские, но нас Бог избрал и явился тем, которые не просили Его. «Вот, говорит Он, Я — Бог народу, который не призывал имени моего» (Ис. 65:1). Это тот народ, о котором Бог некогда дал обетование Аврааму и обещал сделать его отцом многих народов, разумея не Аравитян, Египтян или Идумеев; ибо и Измаил сделался отцом великого народа, и Исав; Аммонитов и теперь великое множество. Ной же был отец я самого Авраама и вообще всего человеческого рода, а другие были родоначальники тех или иных народов. Что же больше здесь дает Христос Аврааму?

То, что Он Своим голосом призвал его подобным названием и повелел ему выйти из земли, в которой он жил. И нас всех Он призвал тем же голосом, — и мы теперь вышли из того образа жизни, который вели мы, живя худо подобно другим обитателям земли. И вместе с Авраамом наследуем святую землю и получим наследие в бесконечную вечность. так как мы дети Авраама по одинаковой с ним вере. Ибо как он поверил голосу Божию и это вменилось ему в праведность, так и мы, уверовавши голосу Божию, проведанному снова апостолами и предвозвещенному нам пророками, отреклись, даже до смерти, от всего в мире. Поэтому Он обещал ему народ, подобный по вере, благочестивый, праведный. радующий Отца, — но не вас, «в которых нет веры».

120. Посмотрите, как Он обещал тоже самое Исааку и Иакову. Так Он говорит Исааку: «чрез семя твое благословятся все народы земные» (Быт. 26:4), и Иакову: «чрез тебя и чрез семя твое благословятся все племена земные» (Быт. 28:14). Он не говорит этого ни Исаву, ни Рувиму, ни кому-либо другим, а только тем, от которых Христос имел произойти по домостроительству чрез Деву Марию. А если ты поймешь благословение Иуды, то узнаешь то, что я говорю. Ибо отделяется семя от Иакова и проходит чрез Иуду, Фареса, Иессея и Давида. Это было знаком того, что некоторые из вашего народа обретутся детьми Авраама и в части Христовой, а другие, хотя и дети Авраама, будут на подобие песка на морском берегу — непроизводительного и бесплодного, который весьма велик количеством и неисчислим, но не приносит никакого плода а только поглощает морскую воду: этим обличается великое множество таких в вашем народе, которые впивают в себя учение горечи и нечестия, а слово Божие отвергают. Об Иуде Он говорит: «не оскудеет князь от Иуды и правитель от чресл Его, пока не придет то, что отложено для Него: и Он будет чаяние народов» (Быт. 40:10). Ясно, что это сказано не об Иуде, а о Христе, ибо все мы из всех народов ожидаем не Иуду, но Иисуса, который и отцов ваших вывел из Египта. Ибо пророчество до пришествия Христова предвозвестило: «пока придет Тот, которому отложено; и Он будет чаяние народов». Итак, Он пришел, как я пространно показал, и опять на облаках придет тот Иисус, Которого имя вы оскверняете и стараетесь осквернить по всей земле. Я мог бы, государи мои, — продолжал я, — с вами спорить об изречении, которое вы изъясняете говоря, что сказано: «пока не придет то, что отложено Ему»; ибо семьдесят толковников не так перевели, но: «пока не придет Тот; кому отложено». Но так как следующие слова — они так читаются: и Он будет чаяние народов — доказывают, что в них говорится о Христе, то я, не вступаю с вами в спор о незначительном выражении, подобно тому, как я не старался представлять доказательство о Христе из мест Писаний, не признаваемых вами, которые выше привел я из пророка Иеремии, Ездры и Давида, но доказывал теми, которые и доныне признаются вами. Если бы ваши учители поняли эти места, то — будьте уверены, уничтожили бы их, как они сделали с местом, касающимся смерти Исаии, которого вы распилили деревянною пилою. И это самое было таинственным указанием на Христа, Который имеет разделить ваш народ на двое, т. е. достойных наградит вечным царством вместе с святыми патриархами и пророками, а прочих вместе с неверными и нераскаянными из всех народов, как Он уже сказал, пошлет на мучение неугасимым огнем. «Придут». сказал Он, — «от востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства будут изгнаны во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). И это я сказал вам, — прибавил я, — потому что ни о чем не думаю, как только говорить истину, и сказал бы это, никого не боясь. даже если бы вы сейчас растерзали меня на части. Я не смотрел ни на кого из моих соотечественников, разумею — Самарян, когда в письменном прошении говорил Кесарю, что они обольщаются, веруя своему единоплеменнику Симону волхву, которого почитают Богом выше всякого начальства, власти и силы.

121. Так как они молчали, я продолжал говорить, Друзья мои! Бог, говоря об этом Христе чрез Давида, не сказал: «чрез семя Его благословятся народы», во: чрез Него Самого: имя Его во век, выше солнца взойдет, и все народы благословятся чрез Него» (Пс. 71:17). Если же чрез Христа благословляются все народы, и мы, составившиеся из всех народов, веруем в этого (Иисуса): то он есть Христос, а мы — люди чрез Него благословенные. Бог прежде попустил поклоняться солнцу, как написан (Вт. 4:19), и однако нельзя найти ни одного человека, который бы решился умереть за веру в солнце; но можно видеть людей из всякого народа, которые за имя Иисуса решались и решаются претерпеть все, чтобы не отречься от Него. Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит в глубины сердца и ума. Поэтому Писание говорит: «выше солнца взойдет имя Его» (Пс. 71:17), и еще Захария говорит: «Восток имя Ему» (Зах. 6:12). Он же сказал о Нем так: восплачутся племя ко племени» (Зах. 12:12).

что принадлежит Отцу. Посему Он сказал Христу: «важно для Тебя называться рабом Моим, восставить колена Иакова и обратить рассеяния Израиля. Я сделал Тебя светом народов, чтобы Ты был спасением их до пределов земли» (Ис. 44:6).

122. Вы думаете, что эти слова сказаны о пришельце и прозелитах: но на самом деле они сказаны о нас, просвещенных чрез Иисуса. Ибо Христос конечно дал бы свидетельство и им; но ныне, как Он сам говорит, — «вы сугубо сыны геенны» (Мф. 23:15). Впрочем не к ним относятся приведенные слова пророков, но к нам, о которых Писание говорит: «Я поведу слепых по пути, которого они не знали, и они будут ходить по дорогам, которые были неизвестны им. И Я свидетель, говорит Господь Бог, и слуга Мой, которого Я избрал» (Ис. 42:16; 42:10). Итак, о ком свидетельствует Христос? Ясно, что об уверовавших. А прозелиты ваши не только не веруют, но вдвое больше, нежели вы, хулят имя Его и стараются предать смерти и мучениям нас верующих в Него, ибо стремятся во всем уподобиться вам. И еще в другом месте Он восклицает: «Я, Господь призвал Тебя в правде и удержу за руку Твою и укреплю Тебя. И Я дам Тебя в завет рода, во свет народам, чтобы открыть глаза слепых, вывести узников из заключения» (Ис. 42:6-7). И это, государи мои, сказано о Христе и о язычниках просвещенных. Или вы опять скажете, что о законе и о прозелитах Он так говорит?

Тогда, как будто в театре, закричали некоторые из пришедших во второй день:

— Что же? разве не о законе и о просвещенных им Он говорит? Это и суть прозелиты.

— Неправда, сказал я, обратившись к Трифону. Если бы закон имел силу просвещать язычников и имеющих его, то что за нужда была бы в Новом Завете? Так как Бог предвозвестил, что пошлет Новый Завет и вечный закон и повеление, то мы должны здесь разуметь не Ветхий Завет и его прозелитов, но Христа и Его прозелитов, то есть, нас, язычников, которых Он просветил, как Он в одном месте говорит: «так говорит Господь: Я услышал Тебя во время приятное, и в день спасения помог Тебе; и дал Тебя в завет народам, чтобы Ты устроил землю и получил в наследство пустыни» (Ис. 49:8). Какое же наследство Христа? Не язычники ли? Какой завет Бога? Не Христос ли? — как Он и в другом месте говорит: «Ты сын Мой, Я сегодня родил Тебя; проси у Меня и дам Тебе народы в наследие Твое и пределы земли в обладание Твое» (Пс. 2:7-8).