— Как это, он младше, а чести ему больше, чем другим?
А тот в ответ сказал мне:
— Гостеприимец и отшельник получили добродетели своею волей, а послушник полностью оставил свою волю и во всем полагается на Бога и своего Отца, потому и чести ему больше, чем другим».
8. Авва Иперехий сказал: «Послушание — сокровище монаха. Тот, кто его стяжал, будет услышан Богом и с дерзновением предстанет перед Тем, Кто был распят. Ибо Господь, Который был распят, «был послушен даже до смерти» (Флп 2. 8).
9. Двое братьев по плоти пришли поселиться в одном монастыре. И один из них был подвижником, а второй избрал послушание и все, что говорил ему духовный отец, делал без рассуждения. К примеру, тот часто говорил ему: «Поешь утром», — и тот ел. А потом: «Не ешь ничего до вечера», — и тот не ел. И во всем остальном так же: что бы тот ни приказал ему, он выполнял с радостью. А его брат, подвижник, позавидовал и сказал себе: «Проверим, какое у него послушание». Он пришел к игумену и говорит:
— Пошли со мной брата, мы сходим по одному делу.
Авва отпустил его.
Пришли они к реке, в которой было очень много крокодилов, и подвижник говорит брату:
— Спустись в реку и пройди вперед.
Тот спустился. Тут подплыли крокодилы и стали лизать его тело, но не причинили ему вреда. Когда подвижник увидел это, он сказал ему:
— Выйди из реки.
И тот вышел невредимым.
Отправились они дальше и нашли тело, брошенное на дороге. Подвижник сказал:
— Будь у нас какая–то ветошь, мы бы покрыли его.
— Лучше помолимся, — ответил ему брат, — может, он воскреснет.
Стали они на молитву. И после их молитвы мертвый воскрес. Тут подвижник стал хвастаться, что, дескать, мертвый воскрес за его подвиги. Но Бог все открыл игумену монастыря, когда они вернулись, авва говорит подвижнику:
— Ты зачем так искушал своего брата у реки? А смотри ведь за его послушание воскрес мертвый.
10. Авва Пимен сказал: «Не будь сам себе мерой, но присоединись к тому, кто живет добродетельно».
3. Из аввы Марка
Кто находится под властью греха, тот не в состоянии сам одержать верх над плотской похотью: его постоянно и с настойчивостью раздражают страсти. Тем, кто страстен, следует молиться и быть в послушании. Кто борется с похотью послушанием и молитвой, тот искусный боец: он делает явной духовную брань через воздержание от чувственного.
4. Из святого Диадоха