— Так, что — продолжил старец, — сначала сделай все, что можешь, чтобы исполнить совет, который дан. Но если, вопреки твоим усилиям, дело все равно идет не так, как тебе сказали, то знай, что тут что–то переменилось. Может, ты отнесся к делу пристрастно, как я уже сказал тебе. А может, изменились те обстоятельства, о которых ты спрашивал, или то лицо, которого это касается. Тогда и Бог меняет Свое речение, как с Езекией и ниневитянами. Поэтому, если тот, кого ты спросил, плотью далек от тебя и ты не можешь снова спросить его, помолись Богу, назови этого старца и скажи: «Боже такого–то, не дай мне прельститься своей волею и ответом раба Твоего и вразуми меня, что мне делать?» И как Он вразумит тебя, так и делай. При этом верь, что Бог чрез Своего святого говорил тебе и руководствует тобой, и знай, что, наверное, что–то переменилось, а потому и Бог изменил Свой ответ.

5. Брат спросил:

— А сколько раз, мой господин, надо молиться, чтобы Господь вразумил об этом?

Старец ответил:

— Когда не можешь спросить старца, по каждому делу надо молиться три раза. Затем следует рассмотреть, куда, хотя бы на волос, клонится сердце, и так и поступить. Потому что это вразумление Божие, и оно всегда появляется в сердце.

6. — А как надо молиться три раза, — снова спросил брат, — в разное время или сразу? Ведь бывает, что дело спешное.

— Если время позволяет, — ответил старец, — то три раза в течение трех дней. Но если, как в час, когда был предан Спаситель, дело не терпит вовсе (а такое бывает крайне редко), то да будет тебе примером Сам Христос. Он «отошел опять и подлился в третий раз, сказав то же слово» (Мф 26. 44). Правда, как кажется, Он не был услышан, ибо должно было свершиться домостроительство. Но этим Он учит нас не скорбеть, когда молимся и Господь не слышит нас. Он и Сам лучше нас знает, что нам на пользу. А мы не будем забывать благодарить Его — и спасемся.

7. — А если, — спросил брат, — вразумление не приходит сразу после молитвы, что тогда делать? Ведь если причина не во мне и от меня это скрыто, как мне это понять?

— Если, — ответил старец, — помолишься три раза и вразумление не приходит, то знай, что вина в тебе самом. И даже если грех твой не виден — укоряй сам себя, и Господь смилуется над тобой.

8. Брат спросил:

— Когда спрашиваешь Отцов и получаешь ответы, их надо все выполнять?

— Не все, а те, что тебе даются как заповедь, — ответил старец. — Потому что одно дело просто совет по Богу, а другое — заповедь. Совет — это увещание без особой нужды, он прямо указует человеку путь жизни. А заповедь налагается, как ярмо: здесь нужны труд и усилия.

9. — Ты мне сказал, отче, — продолжил брат, — о разнице между заповедью и советом по Богу. Объясни теперь поподробнее, каковы признаки и различия того и другого и какие у обоих свойства.

— Скажем, — ответил старец, — ты приходишь к духовному отцу спросить о чем–то, но не затем, чтобы принять заповедь, а чтобы услышать ответ по Богу. Если он сказал тебе, как нужно поступить, то, конечно, ты должен соблюсти и это. Даже если будешь исполнять и поразит тебя из–за этого какая–то скорбь, не смущайся: все это на твою же пользу. Но если и не захочешь выполнить, что тебе сказали, — не думаю, что этим ты нарушил заповедь. Ты ведь и не принимал это как заповедь. Просто ты предпочел не увидеть своей же пользы, и ты должен за это презирать себя. Потому что нужно верить, что все, что исходит из уст святых, на пользу слушающим.