— Рассмотри его дело по закону. И если он повинен смерти, то пусть умрет. А если нет — поступай как знаешь.

8. Из святого Ефрема

Монах, который связывает себя житейскими попечениями и обращает свои помыслы к мирским заботам, все равно, что сам себя режет на куски.

2. Если монах, уже после того, как отрекся от мира и стал монахом, ищет наследства своих плотских родителей — он впадет в искушения. А кто ищет Господа, тот спасется. Не говори: «Когда состарюсь, кто меня прокормит?» Нам не позволено заботиться даже о дне грядущем, а ты уже заботишься о старости?

Будем искать «Царства Божия и правды его», а все остальное приложится нам (Мф 6. 33). Тот, Кто обещал нам, не лжет. Но если мы не будем прежде всего искать обещанное — тем самым покажем, что не к нему стремились. Так что возложи свою надежду на Господа, и Он даст тебе пропитание. Впрочем, если Господь что–нибудь послал в твои руки, позаботься об этом, ибо ответишь пред Тем, Кто тебе это послал.

9. Из святого Варсонофия

Брат, который безмолвствовал в обители, спросил старца: — Одна вдова, которую притесняют, послала ко мне и просила написать доместику, чтобы он помог ей. Это породило во мне два помысла. Один говорит мне: «Ты пришел сюда, чтобы умереть для мира, и если напишешь доместику, то нарушишь заповедь». А второй внушает мне: «Если не напишешь ему, то нарушишь заповедь помогать нуждающимся». Скажи мне, отче, что мне делать?

— Если бы ты был мертв, — ответил старец, — и пришла к тебе вдова, которую притесняют, ты бы смог ей помочь? Разумеется, нет. И потом, если поможешь ей, то придет к тебе и другая: она попросит тоже самое — и ты опять нарушишь заповедь. Мертвый не заботится обо всем этом. И даже если будут на тебя роптать, тебе это никак не повредит.

ГЛАВА 25. О том, что зло легко и доступно и многие предпочитают его, особенно в наше время, а добродетель трудна и немногие ищут ее, но им–то и следует подражать, а на остальных не обращать внимания

1. Из патерика

Однажды пришел один из братьев к авве Феодору Фермейскому и сказал ему:

— Знаешь, а брат такой–то вернулся в мир.

— Тебя это удивляет? — спросил его старец. — Не удивляйся этому. Скорее удивляйся, если кому–то удастся избежать пасти диавола.

2. Старец сказал: «Лучше жить с тремя из тех, кто боится Господа, чем с тысячами тех, в ком нет страха Божия. Потому что в последние дни в обителях на каждые сто человек будет лишь несколько спасающихся. А из пятидесяти, боюсь, не найдется ни одного: всех испортит стремление к трапезам, к чревоугодию, к власти, к сребролюбию. «Ибо много званых, но мало избранных» (Мф.20. 16).

3. Он же сказал: «Если поселишься в каком–то месте и заметишь, что у кого–то есть малое утешение, не обращай на него внимания. Но если кто беден, так что даже хлеба у него нет, не оставляй это так и утешь его чем–нибудь».

4. Авва Пимен с плачем просил авву Макария:

— Скажи мне слово, как спастись.

— Того, что ты просишь, — отвечал старец, — нет уже среди монахов.

5. Авва Иоанн говорил:

«Один из старцев пришел в исступление, и ему было видение. Трое монахов стояли на берегу моря. И с другого берега был им голос, который сказал: