4. Из святого Ефрема
Не уничижай того, кто в старости решил приступить к подвигу монашеской жизни. Потому что Господь не отверг и тех, кто пришел в одиннадцатый час (Мф 20. 6). К тому же ты не знаешь: быть может, этот человек — сосуд избранный.
ГЛАВА 28. О том, с чего следует начинать подвиг и что новоначальные должны терпеть и понуждать себя. Ведь добродетель вначале кажется тяжелой из–за страстей и по предубеждению, а потом обнаруживается, что в ней нет ничего сложного. Также о том, что прочно положенное начало приносит огромную пользу и что невозможно следовать за Христом или достичь какой–либо добродетели, если заранее не будешь готов к смерти
1. Из жития святой Синклитикии
Блаженная Синклитикия говорила: «Тех, кто посвящает себя Богу, ждет поначалу сильная брань и тяготы, а затем — неизреченная радость. Если кому–то надо зажечь огонь — он сперва будет задыхаться от дыма и плакать, но после добьется того, что ему было нужно. Точно так же и мы: если хотим возжечь в себе божественный огонь, то надо стремиться к этому молитвой и трудом. Потому что Господь сказал: Огонь «пришел Я низвести на землю, и как желал бы, Чтобы он уже возгорелся» (Лк 12. 49). А некоторые, хоть и смогли какое–то время терпеть дым, не получили огня по собственному малодушию, потому что пали духом и не имели мужества терпеть до конца».
2. Из патерика
1. Брат спросил старца:
— Почему я все время унываю?
— Потому что ты еще не видел Солнца, — ответил тот
2. Старец сказал:
— Понуждать себя во всем — в этом путь к Богу.
3. Тот же старец сказал:
— Тот, кто понуждает себя ради Господа, подобен исповеднику.
4. Братья спросили одного из Отцов:
— Как это душа уклоняется в нечистоту, а не устремляется к тем обетованиям, которые возвестил Бог в Писаниях?
— Я думаю, — сказал старец, — что она не испробовала вышнего и потому жаждет нечистого.
5. Брат говорит авве Пимену:
— Изнемогло мое тело, а мои страсти не изнемогают.
— Колючий сорняк — эти страсти, — ответил старец.
Имелось в виду, что тот, кому надо выкорчевать колючки, ранит в кровь себе руки — так и выкорчевать страсти стоит больших трудов и страданий.
6. Авва Иосиф сказал авве Лоту:
— Нельзя стать монахом, пока не станешь весь как пылающий огонь, не отвергнешь честь и покой, не отсечешь вожделений сердца и не будешь по мере сил хранить все заповеди Божий.
3. Из аввы Исаии
Брат, ни в одном деле не будь беспечен, чтобы не пробудилось в тебе действие врага. Как разрушенный дом вне города обретает дурную славу, так и душа новоначального, если он ленив, становится прибежищем всех постыдных страстей.
4. Из аввы Марка
Каждый, кто крещен в Православии, таинственным образом обретает благодать. А утверждается он в ней деланием заповедей. Заповедь же Христова, если ее исполнять осознанно и с определенной целью, дарует утешение в меру той скорби, что несет сердце.
5. Из святого Диадоха