Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне

Глава 8. Вопрос, что значит, что в тексте Апостола после изображения противоборства друг другу плоти и духа присоединяется третья воля

Герман: “Хотя несколько и прояснился для нас смысл сей брани; но, как мы все еще не можем во всей ясности представить учения апостольского, то желаем, чтобы оно яснее было раскрыто нам. Здесь, как видно, три предмета представляются: первый — брань плоти против духа; другой — брань духа против плоти; третий, как бы в средине их, — воля наша, о коей говорится: “да не яже хощете, сия творите”. О всем этом, как я сказал, хотя мы и имеем некоторые понятия из того, что уже сказано, однако ж желаем, чтобы сие было рассмотрено для нас и несколько яснее”.

Глава 9. Ответ о разуме правильно спрашивающего

Даниил: “Различать части и стороны вопросов есть доля рассудка, и наибольшая часть знания — знать, чего не знаешь. Почему и говорится: “несмысленному вопросившу о мудрости, мудрость вменится (Притч.17,28). Ибо кто спрашивает, хоть и не знает силы предложенного вопроса, но как он благоразумно ищет и понимает, что он не понимал, то и вменяется ему в мудрость то самое, что благоразумно знал, что не знал. Итак, по вашему разделению три предмета называет Апостол в приведенном месте: похотствование плоти на дух и духа на плоть, коих взаимная брань друг против друга, кажется, имеет то значение, чтобы мы не могли творить того, что хотим. Но здесь есть еще и четвертый предмет, которого вы не видите, именно то назначение брани, чтобы мы творили то, чего не хотим. Итак, прежде всего нам надлежит понять силу двух похотствований, то есть плоти и духа, тогда мы возможем решить, что есть и какова воля наша, положенная как бы в средине между ними; после чего определится и то, к чему не лежит наша воля.

Глава 10. Слово плоть не в одном значении принимается

Слово плоть в многоразличных смыслах употребляется в Священном Писании. Иногда оно означает всего человека, поколику, то есть, он состоит из тела и души, как: “Слово плоть бысть” (Ин.1,14); и еще: “и узрит всяка плоть спасение Божие” (Лк. 3,6). Иногда означает грешников и людей плотских, как: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть” (ср.: Быт. 6, 3). Иногда оно поставляется в смысле грехов, как: “вы же песте во плоти, но в дусе” (Рим.8,9); и опять: “плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление {нетления наследствует” (1Кор. 15, 50). Иногда употребляется в смысле родства и близости кровной, как: “се, кости твоя и плоть твоя, мы есмы” (2Цар. 5, 1); и у Апостола: “аще како раздражу мою плоть и спасу некия от них” (Рим,11,14). Будем же искать, в каком из сих четырех значений должно принять нам здесь слово “плоть”. Очевидно, что в нашем месте оно не может стоять в том смысле, в каком положено в словах: “Слово плоть бысть” — и: “узрит всяка плоть спасение Божие”; равно и в том, в каком в словах: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть”, потому что когда говорится: “плоть похотствует на духа, дух же на плоть” (ср.: Гал.5,17), то здесь слово плоть не означает, человека-грешника всего вдруг, как там, притом и речь идет здесь не о существах, а о действиях, кои борются в одном и том же человеке — то вместе, то раздельно в некотором преемстве.

Глава 11. Что Апостол называет здесь плотию и что значит похотствование плоти

Итак, слово “плоть” в сем месте должно принять не в смысле — человека, как существа, а в смысле воли плотской, или злых похотей; равно и под словом дух разуметь не какое-нибудь существо личное, а стремления души добрые и святые. Такой смысл тот же святой Апостол сам выше определил очень ясно, говоря так: “глаголю же: духом ходите и похоти плотския не совершайте: плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите” (Гал.5,16–17). Так как теперь те и другие стремления находятся в одном и том же человеке, то и ведется внутрь нас непрерывная междоусобная брань. Тогда как похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временной покой; дух, напротив, весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы о тленной плоти сей. Плоть услаждается сластями и похотями; духу неприятны даже естественные нужды. Та желает насыщаться сном и наполняться пищею; сему питательнее бдения и посты, и он не хотел бы принимать пищи и сна даже столько, сколько это необходимо для жизни. Та желает изобиловать всякими сокровищами; сей неохотно имеет даже малую часть хлеба на каждодневное содержание. Та желает нежиться и окружать себя толпою ласкателей; сему отраднее житие жестокое и уединение пустыни, удаленной от сопребывания смертных. Та пленяется похвалами и почестями человеческими; сей радуется, если терпит гонения и обиды.

Глава 12. Что это за воля наша, которая находится между вожделениями плоти и духа