Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский

Мы оба похожи на неких брата и сестру, который друг друга убеждали исправиться. Брат был картежник, а сестра неосторожна, и убеждения обоих были несильны.

Гордость 

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял: "Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? - Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает". 

Когда нападает гордость, скажи себе: чудачка ходит. 

Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость), посылаются от Бога; а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего. 

Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают. 

Человек яко трава. Кто гордиться, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот помилован Господом. 

Гордость и непокорство порождают ложь - начало всякого зла и бедствий. 

Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу, - почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирится зело. 

Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О.Амвросий ответил: "Оберегайся этих злых страстей. Из примера св. царя-пророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения".

Грех 

Батюшку спросили: "Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так?" Ответ: "Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. От того некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в чахотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казалось будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжении недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать". 

Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости. 

Грехи - грецкие орехи, - и расколешь, а иногда трудно. 

"Отчего люди грешат?" - задавал старец вопрос и сам же отвечал на него: или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение - от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всеми сонмищами злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления". 

О том, как трудно искореняются греховные навыки в человеке, и как сильно действует на него пример других, старец говорил: "Как на лошадь дикую, пойманную в табуне, накинут аркан, она все упирается сначала, идет боком, а потом видит, что все идут, и она пойдет в ряд. Так и человек".

Дерзость 

Дерзка и смела от смеха, - страха Божия, стало быть, нет. 

Если перебивать разговор, то это дело дерзости.

Добродетели 

Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.