Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Природное творчество есть раскрытие себя – самореализация, а не открытие новой реальности. Поэтому чаще всего мы и слышим от людей, занимающихся подобным творчеством, слова о самореализации – и это определение соответствует существу того, чем они занимаются. Но что реализует человек в таком природном творчестве? Из природы можно реализовать только природу, а если это природа падшая, то самореализация будет ни чем иным, как реализацией падшей природы.

В духовном творчестве самореализация не важна, там важно только одно: верно передать истину и красоту горнего мира, отраженную в земной реальности. Так, например, в церковном творчестве раньше было не принято подписывать свои произведения, потому что не важно было, кто их создал, – важно было только, верно ли это произведение отражает преображенное бытие, – сверхреальность. Творческий человек должен быть сосредоточен на созерцании преображенного бытия и отражать его – он не может руководствоваться в своем творчестве указаниями людей, не способных к созерцанию. Талант, в этом смысле, это способность отражать преображенную действительность и неспособность к творческому компромиссу, ибо компромисс будет изменой Богу, дающему талантливому человеку возможность приобщаться к сверхреальности.

Талант – это способность к прозрению Божиих замыслов, буквально, зрение идей в некой умной очевидности. Причем зрение здесь имеет двойной смысл, который уже заключен в этимологическом содержании самого слова – в зрении, как созерцании, и в зрении, как дозревании до этих идей. Именно это и привлекает внимание к талантливому человеку, потому что его прозрения становятся зримыми и очевидными для всех, кто свободно ищет истину и внимает созерцателю. Талант – есть способность так открывать свое сердце Богу, что оно становится пронизанным Божественным светом, способность изменяться под действием этого света, способность совершенствоваться и созидать совершенную жизнь, потому что совершенство – одно из сокровенных качеств бытия. Мы все призваны к совершенству – Бог дал нам заповедь-призыв: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Приобщенность к бытию – это приобщенность к совершенству, потому что, где нет совершенства, там нет и истинного бытия, а есть только его виртуальное изображение. Поэтому талантливый человек не изображает бытие, а являет его, как это должно происходить и в проповеди, о которой апостол Павел говорит: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4).

Так как талант – это духовная способность, то он есть и способность к религиозности, к ее реализации. Настоящий талант всегда связан с религиозностью. Подлинно талантливый человек не может быть не религиозным, так как целостность невозможна без религиозности, а талантливость без целостности.

Талант и мастерство

Творческий акт состоит из созерцания, из Божественного вдохновения и реализации открывшегося в этом созерцании. Собственно талантом назван этот дар познания Божественных замыслов, Божьей воли, так как существует и нереализованный талант – о нем говорится в притче о талантах (см.: Мф. 25, 14–30). Но нереализованный талант не обладает полнотой и целостностью, точно так же, как и не проросшее зерно, он сгнивает на корню, идя на удобрение зерну проросшему.

Реализованный талант воплощается в мастерство. И когда человек достигает определенной степени мастерства, то талантливость становится качеством всей жизни и проявляется во всех ее сферах. В этой стадии реализации таланта с особой силой открывается его целостность и всеохватность.

Сегодня понятие талант и мастерство непременно связывают с личным успехом, он является критерием талантливости, но подлинное достижение заключается отнюдь не в личном успехе, а в общественном достижении – движении человечества к преображенному миру. Любовь к народу действенна – она должна приносить живой плод, способный удовлетворить народную жажду веры и благоговения перед Вечностью. Если тот, к кому привлечено внимание народа и кто занимает не последнее место в общественной иерархии, использует эти ресурсы для обретения личной славы и обогащения, то он неправильно использует данное ему от Бога положение и талант – поэтому по истинному счету нельзя его успех назвать достижением пред Богом, ибо это не помогает спастись ему лично и всему народу, который всегда подражает своей элите. Более того, то, что сегодня называют успехом, на самом деле часто является судьбоносным провалом, ибо в достижении успеха не брезгают никакими средствами, важен только результат, но конечный результат использования таких противозаконных средств – измена Богу. Да и успех в их личной земной жизни для всего народа оборачивается нравственной катастрофой, потому что они сеяли семена лицемерия и разврата.

Это не служение Богу и народу, а угождение себе – за это каждому, кто достиг такого положения в обществе, но не использовал его для общего блага, придется отвечать перед Богом. Талант – это не просто личный дар, личное благо, а дар, дающийся человеку для того, чтобы использовать его в целях общественного блага, поэтому наличие таланта налагает на человека предельную ответственность, и спрос с него будет особый.

Талант как способность

противостоять злу