«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

На всех картинках сектанты обычно изображают людей, играющих с тиграми и львами. Человеческий мозг сможет в течении вечности изучать творение (например, кукшу[360]). Надо заметить, что даже коммунизм больше уделял внимания «духовным ценностям» чем иеговисты, все желания которых сосредоточены на плоти. Про них можно сказать тоже, что сказал про допотопных исполинов: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемому человеками сими, потому что они плоть» (Быт. 6, 3).

Не на много отличается от иеговистской эсхатология адвентистов. Кардинальными отличиями ее является отрицание существования двух классов спасенных и отрицание возможности «второго шанса» во время тысячелетнего царства. Также особенностью адвентистского рая является учение о том, что в нем будут особенно чтить субботы (несмотря на то, что «времени больше не будет» Апок. 10, 6). Менее важным является признание царства как небесного. Отличие это не так значительно как может показаться, ибо по мнению адвентистов небеса - это космическое пространство. «Перед искупленным народом Божиим откроются для изучения все сокровища Вселенной. Освобожденные от уз смерти, они направят свой неутомимый полет к далеким мирам, - мирам, которые с такой душевной болью следили за человеческим горем и самыми радостными гимнами приветствовали обращение каждой души. С невыразимой радостью непавшие существа разделят свою радость и познания с детьми Земли. Они поделятся с ними сокровищами своих знаний и мудрости»[361]. Под этими непадшими существами адвентисты подразумевают не ангелов, а инопланетян, с которыми они, видимо, вместе будут заседать на вселенских конференциях, которые проходят, согласно Е. Уайт, в созвездии Ориона, и откуда на Землю спустится Новый Иерусалим[362].

Как и иеговисты, адвентисты особое внимание придают будущему наших тел. Но оно окрашено у них в совершенно фантастические краски. Они пишут: «Мы должны отметить еще один важный факт, относящийся к состоянию наших тел. Вы помните, что Бог обещал сделать землю вновь подобной Едемскому саду Первое владение будет восстановлено. Это относится не только к земле, но и к человеку. Грех исказил нашу планету, но он исказил также и наиболее прекрасное творение Божие. Физическое состояние человека ухудшилось как результат беззакония, греха. Адам был выше, сильнее, более совершенен физически, чем какой-либо из ныне живущих людей. Его тело было идеально симметричным, а мускулы подобны стали. Елена Уайт сообщает нам некоторые сведения о его росте, говоря: «Адам был более чем в два раза выше чем живущие ныне люди». Более чем в два раза выше ныне живущих! Некоторые из суперзвезд баскетбола имеют рост свыше 210 см. Конечно, они исключение. Если рост Адама более чем вдвое превышал рост среднего человека, то, похоже, он достигал 360 или 390 см. Думали ли вы о том, сколько может весить человек ростом 390 см, совершенно идеального сложения? В математических отделениях ряда наших колледжей были проведены такие расчеты, и вес оказался около 750 кг. Что за человек! Сегодня ему трудно было бы пройти в этот зал. Человек ростом 390 см и весом 750 кг мог идти со-скоростью 20 миль в час. Кое-кто скажет: «Действительно ли у нас будет подобное тело на новой земле?» Если мы умрем до пришествия Иисуса, мы будем воскрешены со славным, новым, бессмертным телом, когда Он придет. Но все же в некотором смысле оно будет подобно тому, которое мы имеем сейчас. Вот что я имею в виду: «когда Адам выйдет из могилы, он будет воскрешен с телом высотой 390 см и весом около 750 кг. Если я умру до пришествия Иисуса и буду воскрешен, мое сложение останется таким же, как сейчас. Каждое поколение явит прогрессирующее ухудшение физической природы человека. Адам, мускулистый гигант, по своей силе будет далеко превосходить это ослабевшее последнее поколение. И все же у Бога есть план! Изначальное творение будет восстановлено физически и материально. Откройте, пожалуйста, свои Библии на Откр. 22:1—2… Плод дерева жизни поддерживает жизнь. Различные плоды ежемесячно приносят новую жизнь, все возрастающее здоровье, энергию и жизнеспособность. Этот плод олицетворяет саму жизнь Божию. Библия ясно говорит, что листья этого дерева предназначены для исцеления народов. Кто нуждается в исцелении? Болезни исчезли, ибо на небесах болезней нет. Изначальное библейское слово, которое переводится как «исцеление». означает восстановление. Листья дерева жизни предназначены для восстановления человека в его исходное состояние до грехопадения. Мал. 4:2, описывая состояние восстановленного человека, гласит: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные». Слава Богу! Мы восстановимся как физически, так и морально. Подумайте об интеллектуальных способностях человека весом 750 кг с превосходным здоровьем. Педагоги говорят, что интеллектуальные способности определяются площадью поверхности человеческого мозга. Наш мозг представляет собой примерно 1,4 кг упругого серого вещества, способного обрабатывать 100000 сигналов в минуту, поступающих от всех частей тела. Если коэффициент интеллектуальных способностей человека (Ай-Кью) составляет 150, мы классифицируем его как гения. Если мозг Адама был пропорционален его телу, он должен был весить 10 кг и по размеру соответствовать арбузу. Его Ай-Кью мог быть порядка 1200. Конечно, нужно было быть гением для того, чтобы дать имена всем животным и запомнить все эти сотни имен. Вот наша судьба: стать новыми людьми с совершенными телами, с совершенным мозгом и жить в совершенном мире»[363].

Вышеприведенная цитата практически не нуждается в комментариях. Но надо сказать, что и в адвентистском представлении реальное соединение с Богом невозможно. Человек только своим характером уподобляются Творцу. Вечная жизнь в их представлении понимается только как бесконечно длящееся бывание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав учение о человеке адвентистов и Свидетелей Иеговы мы пришли к выводу, что она радикально гуманистична. Монистически понимая природу человека и отвергая его богоподобие, эти сектанты его понимают слишком упрощенно. Человек для них – «слишком человек». В нем нет ничего достойного Бога. Природа его мало чем отличается от животного. Все что есть в нем – это живая плоть. По справедливой мысли преп. Иустина (Поповича) «человек без Бога – это 70 кг. кровавой глины, это гроб еще до гроба»[364]. Даже первородный грех для них – некое генетическое повреждение, которое почему-то вменяется всем нам во грех и приводит к физической смерти. С нее для человека все кончается до того дня, когда наши тела будут созданы заново и почему-то будут отвечать за чужие поступки. Поэтому неудивительно, что и спасение данные сектанты понимают как нечто внешнее для такой «букашки». Меняется отношение Бога к грешнику, а сам он меняется только моралистически. Он не может ощутить ничего запредельного. Сила Всемогущего Господа не может войти в столь недостойный сосуд. Неудивительно, что для обуздания его полуживотной природы необходима жесткая организация (обладающая пророческими свойствами) или пророк (например, Елена Уайт), которые указывали бы ему что делать, освобождая от страшного груза свободы. Да и само существование последней никак не выводимо из их монистической антропологии, а, как сказали бы физики, «вводится руками ad hos». Для того, чтобы придать особый статус организации, Свидетели Иеговы пошли на введение в антропологию кастовой системы, относя руководящую корпорацию к классу «полубогов», которые освобождаются от косного человечества и становятся духами. Здесь мы видим те же черты пренебрежения человеческой природой, подсознательно ощущение ее мелкости и ничтожности, естественно вытекающей и из антропологических, и из христологических посылок сектантов.

Неудивительно поэтому, что и эсхатологические построения сектантов подчеркнуто плотские. Они не могут представить себе ничего более возвышенного чем царство всеобщей сытости, в котором будут жить морально совершенные (собственными силами) живые тела. Бог для сектантов совершенно недостижим ни в этой, ни в будущей жизни.

С этим же пренебрежением к человеку связано учение об уничтожении грешников. Действительно, если человек не богообразное существо, имеющее подобную Богу свободу, а просто живое тело, то почему Господь будет серьезно относится к его выбору? Конечно, при таком подходе было бы логично пристрелить непокорное животное, как пристреливают бешеную собаку.

Вообще извращения антропологии приводят данных еретиков к искаженному представлению и о Господе (подтверждая слова свят. Феофила Антиохийского, «покажи мне твоего человека, и я покажу тебе твоего Бога»). Для иеговистов характерен практический деизм. Иегова, в их представлении, чрезвычайно далек от такой мелочи как человек. Даже Иисус стал человеком в основном для того, чтобы доказать права Иеговы над сотворенным не Им миром (ибо практически творил мир, пусть в качестве орудия, сотворенный Логос), а спасение было совершено лишь постольку поскольку. Да и коснулось оно только Адама, а дальше стараться мы должны сами, используя «второй шанс» 1000-летнего царства.

Для адвентистов скорее свойственны языческие представления о Божестве. Не понимая духовного бытия, они начали представлять духов по образу плоти, впадая в обычный антропоморфизм. (Впрочем это характерно и для иеговистов). Бог превратился у них в того самого «старичка на облаках», над которым так злобно смеялись атеисты, и мало чем отличается от фидиевского Зевса. И это еще более любопытно, учитывая то, что большинство своих отклонений от традиционной христианской догматики и адвентисты, и иеговисты объясняют очищением от «языческих влияний».

На основании всего вышесказанного мы можем засвидетельствовать крайнюю удаленность данных сект от библейского учения, в полноте содержимого Православной Церковью. Их учение о человеке основано на атеистических, гуманистических предпосылках, которое только прикрывается (и при этом достаточно неискусно) библейским флером. Психологической основой данной антропологии по нашему мнению является ощущение «мелкости» человека, основанное на гордостном пренебрежении ко всем людям. Последнее свойственно основателям данных сект и коренится во всем предыдущем развитии протестантизма, ориентированного на гордого реформатора – одиночку, не связанного никакой традицией, кроме собственной воли. Он присваивает себе права Церкви и Бога, и тем самым обрекает себя на онтологическое одиночество. Он смотрит на всех остальных людей сверху вниз и они начинают ему казаться ничтожными букашками, с которыми он, великий, должен возится как с малыми детьми. А когда они не соглашаются с его «великими проектами», он приходит к мизантропии. А так как посмотреть на Бога не дает ему его медная шея, человек оказывается в полной пустоте и отчаянии, от которой спасает его только новая порция самоутверждения и безграничной власти. И здесь мы видим очередное повторение судьбы Люцифера, мечтавшего поставить выше звезд престол свой и стать равным Богу, но обреченному на пресмыкание по земле и пожирание праха.